Чего ждать бизнесу от 2022 года | Большие Идеи

・ Стратегия

Чего ждать бизнесу от
2022 года

Семь трендов, о которых нужно помнить руководителю компании

Автор: Ярослав Глазунов

Чего ждать бизнесу от 2022 года
Иллюстрация: Kevin Ku / Unsplash

читайте также

Что делать, если вашей компании не хватает денег

Майк Хармон

Зачем управленцам математика?

Дейвенпорт Томас

Папы спешат на помощь!

Брэд Джонсон,  Дэвид Смит,  Ева Родски,  Хейли Свенсон

Три мифа о креативности

Ану Арора,  Пронита Мехротра,  Сандип Кришнамурти

Человеческая психика не любит перемен. Прежде чем принять новое, какое-то время она стремится вернуть привычный порядок вещей. Так же и некоторые компании долго пытались «откатиться» к состоянию «до пандемии», несмотря на очевидные признаки того, что теперь мы живем в новой реальности.

Нестабильность — пожалуй, единственное, что будет постоянным в 2022 году. Новые вызовы проверят экономику стран, компании и их СЕО на прочность, а главным условием выживаемости будет способность адаптироваться. Стимулов искать свежие бизнес-модели достаточно: изменение климата, геополитические колебания, новые эпидемии, повсеместное внедрение технологий, меняющих правила в масштабах целых отраслей.

В подобных условиях многие компании даже отказались от долгосрочного планирования, понимая, что точный прогноз сегодня — это что-то из области фантастики. Однако даже в период неопределенности важно выявлять и отслеживать ключевые тренды, чтобы своевременно использовать открывающиеся возможности.

СЕО возвращают контроль

Последние два года у компаний была одна цель — выжить. Они мало что контролировали и просто старались не пойти ко дну. Многие надеялись, что скоро все закончится, нужно только переждать. Но нет — времена, когда можно было спокойно плыть по течению, уже прошли. Коронакризис разрушил привычные бизнес-модели. Рост рынка замедлился, проявилась явная нехватка квалифицированных кадров, цифровые технологии экспоненциально входят в повседневную жизнь людей и компаний.

В подобных условиях СЕО отведена особая роль. Теперь руководители снова должны взять все в свои руки. Им предстоит не только поддерживать жизнеспособность бизнеса, но и трансформировать его, а также вести за собой людей. Очевидно, что лидер будущего — это активный и участливый лидер.

Технологии определяют «завтра»

Технологическое развитие набрало космическую скорость. Стоит сказать «спасибо» COVID-19 — он ускорил процесс цифровой трансформации. Она происходит повсеместно: от служб доставки до удаленного взаимодействия команд. Наступила эпоха искусственного интеллекта, масштабной оцифровки данных, создания параллельной digital-реальности для человечества. Крупные компании запускают программы по развитию цифровых навыков и готовят бионическую рабочую силу будущего. Вполне ожидаемо, что мелкие игроки в ближайшее время последуют их примеру.

Блокчейн продолжает свою победоносную экспансию на рынке. В непредсказуемом мире компании хотят снизить риски, и диверсификация способов хранения и перемещения данных — один из ключевых способов. Технология настолько хорошо зарекомендовала себя в биткойне, что цифровая валюта стала обязательным компонентом портфеля ведущих инвестиционных компаний, таких как BlackRock и Bridgewater. Готовность мировых игроков инвестировать в биткойн доказывает жизнеспособность технологии блокчейн и создает предпосылки ее распространения в новые сферы.

Курс на глобальную экологичность

В 2021 году реальность и опасность изменения климата очевидны как для глав государств и правительств, так и для акционеров и CEO. За последние пять лет только США потратили $525 млрд на ликвидацию последствий экологических катастроф. Все больше компаний по всему миру переходят к политике экстремальной сознательности и берут на себя роль не просто борцов с экологическими катаклизмами, а настоящих защитников планеты.

При этом на инвестиционном рынке наметилась тревожная тенденция: некоторые инвесторы стали отказываться от вложений в акции промышленных, нефтяных и газовых компаний, объясняя такие действия заботой об экологии. Радикально ситуация пока не меняется: акции скупают менее притязательные инвесторы, которые не думают о декарбонизации и не стимулируют предприятия к внедрению «зеленых» технологий.

Нет смысла закрывать производства — для них отсутствует альтернатива. Более того, попытка кардинально отказаться от промышленных мощностей может привести к росту неудовлетворенного спроса и инфляции. Нужно не только пытаться минимизировать вред, но и начать, наконец, активную трансформацию всей промышленности и движение в сторону «зеленого горизонта». Сдвиги в этом направлении уже есть. Shell, например, намерена производить зарядные устройства для электромобилей. IKEA потратила $2,5 млрд на возведение 700 тыс. солнечных панелей и 530 ветряных турбин, что полностью закрыло все потребности компании в электроэнергии, необходимой для функционирования складских помещений и магазинов.

Растить собственных экспертов

По данным исследований, 76% работодателей жалуются на нехватку квалифицированных сотрудников. Этот дефицит можно считать мнимым, поскольку людей, которые готовы работать, — предостаточно. Просто многим не хватает навыков, но компании не спешат давать шанс новичкам, даже самым перспективным.

Выход есть — запустить программы развития для сотрудников. Однако лидеры боятся этого: вдруг сейчас они обучат новеньких, а те потом найдут должность получше. При этом, если компании хотят, чтобы у них работали профессионалы, пора готовить их самостоятельно. А после — мотивировать: повышать зарплату, предлагать удобное расписание, давать новые проекты, расширять команду. В итоге выиграют все: сотрудники получат новые компетенции и работу, которая их устраивает, а компании — ценные кадры.

Удаленная работа: смириться и контролировать с умом

Перемены касаются и контроля трудовой дисциплины. Пандемия изменила привычные схемы и вынудила миллионы уйти на удаленку. Эксперты пытаются выяснить, безопасно и необходимо ли массовое возвращение людей в офис. По данным Korn Ferry, сейчас порядка 35% сотрудников работают из офисов и то, как правило, не полный рабочий день.

Руководители беспокоятся: действительно ли люди работают дома или только делают вид. Вот почему 78% компаний измеряют производительность с помощью специальных программ, отслеживающих рабочую активность сотрудников на удаленке.

В 2022 году грамотные лидеры будут решать важную задачу — создание культуры эффективной удаленной работы. Это включает в себя установление четких ожиданий и сроков, частые проверки эффективности и, конечно, развитие у текущих сотрудников высокой самодисциплины и заинтересованности в результате.

Забота о психическом здоровье

Компании, наконец, поняли, что важно не только физическое самочувствие сотрудников, но и их душевное состояние. Правильное питание и фитнес — это отличный первый шаг. Но грамотная система мотивации и эмоциональная поддержка напрямую влияют на результат работы.

По данным Всемирной организации здравоохранения, депрессия и тревога ежегодно обходятся мировой экономике примерно в $1 трлн, потому что из-за них снижается производительность работников. Прошло два года борьбы с COVID-19, но даже те, кого не коснулась болезнь напрямую, чувствуют подавленность. Это подталкивает лидеров следить за эмоциональной средой в коллективе, обращать внимание на психологическое состояние сотрудников. Иногда достаточно просто поговорить с подчиненным. Но в критических ситуациях, если человек на грани эмоционального истощения, можно оплатить ему отпуск или услуги психолога — это должно быть так же естественно, как предоставить больничный.

Быть гибким

На смену тревоге и растерянности приходит мощный тренд — гибкость.

Компании поняли, что старые проверенные способы больше не работают. Новое пластичное мышление позволит не просто выжить, но и поможет добиться успеха.

Мир изменится не завтра — он меняется постоянно, прямо сейчас. Нас, без сомнения, ждут новые вызовы, поэтому настало время преодолевать страхи, учиться адаптироваться, проявлять гибкость и приспосабливаться к неопределенности. Чем «эластичнее» будут компании и мышление их СЕО — тем больше шансов преуспеть.