Служба такси должна измениться, чтобы не прогореть | Большие Идеи

・ Стратегия
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Служба такси должна измениться, чтобы
не прогореть

Рост компании Uber резко набрал обороты за счет внедрения инноваций в привычную деятельность, отличное исполнение и отсутствием реакции от индустрии такси.

Автор: Рафи Мохаммед

Служба такси должна измениться, чтобы не прогореть

читайте также

Предпринимательство как болезнь

Джеффри Стибел

Что не так с директором по данным в вашей компании

Рэнди Бин,  Томас Дейвенпорт

Работа в условиях многозадачности: радость или разочарование?

Джордан Эткин,  Кэсси Могильнер

Хотите научиться думать?

Мариэтта Чудакова

Недавно я побывал на Манхэттене, где передвигался на такси, вызванном посредством приложения Uber. Водитель машины ездил исключительно по навигатору. Меня совершенно вывело из себя то, что мы поехали какими-то объездными путями, потому что, по словам шофера, «они были менее загруженными», а ведь опытный водитель мог этого избежать. Я полюбил приложение Uber еще в далеком 2009 году, но в последнее время я стал в нем все больше разочаровываться.

Мой опыт вовсе не говорит о том, что это норма для водителей: приложения Uber и Lyft по-прежнему популярны среди потребителей и инвесторов, по оценкам которых стоимость компании Uber оценивается сейчас в 40 миллиардов долларов. Приложения, предлагающие поездку на частном транспорте, — вот современный тренд, набирающий обороты и вносящий свои коррективы в индустрию частного извоза.

Но говорить об этом всерьез еще слишком рано. Как показывает мой личный опыт, пара-тройка неудачных попыток заставляет пользователя отказаться от использования любого сервиса. И если водители такси хоть немного задумаются над тем, как им перехитрить Uber и Lyft, может, и они смогут переломить исход битвы за клиента в свою пользу.

Во-первых, перестаньте пенять на закон. Просто сфокусируйтесь на поблажках, которые он предоставляет. В то время как Uber принимает комплименты за инновационность, давайте посмотрим правде в глаза: успех компании сложился благодаря лазейкам в законе. Uber позиционирует себя как перевозчик, а не такси. Так в чем же разница? Такси ездит по городу в поисках клиентов, перевозчик же этого не делает, он целиком и полностью полагается на приложение, благодаря которому можно организовать совместное использование автомобиля (ну в общем, вы поняли намек). А в результате этой едва заметной разницы Uber не подпадает под законодательные нормы, применяемые для таксомоторов.

Читайте материал по теме: Революция в конкуренции

Поскольку ни Uber, ни Lyft, ни компания Sidecar не относятся к числу такси, они имеют определенное преимущество в установлении цены. В соответствии с законом таксопарки вынуждены обращаться за предварительным одобрением установленной ими цены на перевозку пассажиров. А поскольку Uber не относится к категории «такси», компания имеет полное право повышать или снижать цены на перевозку по собственному усмотрению в зависимости от спроса на услугу. В результате чего Uber урезает количество автомобилей в период, когда эти услуги не пользуются спросом, и набирает обороты в часы пик. А надбавка к стоимости поездки не только увеличивает прибыль, но и помогает сгладить традиционный дисбаланс спроса и предложения, что испытывал на себе любой, кто когда-либо пытался поймать такси в ливень (более высокие цены помогают обуздать спрос клиентов и обеспечить наличие большего числа водителей, так как сами они всегда стремятся работать в часы пик, ведь так им удается получить большую оплату за свои услуги). Давно не менявшееся законодательство в отношении такси привело к тому, что приложения вроде Uber в последнее время набирают обороты во многих странах мира.

Таксомоторные парки борются за то, чтобы ужесточить правила игры и для перевозчиков. Это явно плохая идея, и она не будет работать. Обычно здоровая конкуренция рождает ослабление жесткой законодательной регуляторики. Обратите внимание на то, как менялись законы в сторону менее жесткого регулирования в области телефонной связи. Компания AT&T была монополистом в области предоставления услуг междугородней и международной телефонной связи, а потому к ней применялись только императивные нормы. Когда на рынке появились компании Sprint и MCI со своими инновациями в области телефонной связи, необходимость в императивной регуляции отпала: конкуренция породила хорошее качество услуг и справедливые цены. Такой же сценарий применим и для такси.

Перевозчики вряд ли сдадут свои позиции, а потому настало время перемен: любому перевозчику должно быть разрешено устанавливать ту цену, которую он считает нужной.

Читайте материал по теме: Общество должно дать «зеленый свет» компании Uber

Возьмите на заметку ценообразование, введенное Uber, и установите дополнительную надбавку. Ориентация на часы пик — стандартная модель ценообразования, применимая к отелям, самолетам и даже на железнодорожные перевозки. Она идеальна, если вы принимаете в расчет спрос и предложение. Такси тоже следует обратить внимание на эту модель: заявляйте цену «плюс 10%», «минус 30%» и так далее на своих электронных табло. Такой способ позволит увеличить доход на той территории, где такси все еще сохраняют свои позиции — на улицах мегаполисов.

Используйте новый способ образования цены. Следует подчеркнуть, что и для такси, и для любого другого перевозчика цена — это еще не главный источник прибыли. Расстояние — вот что, пожалуй, важно в этом вопросе. Поездка на 20 километров куда как более выгодна, чем на 2. Принимая во внимание это простое правило, компаниям следует креативно подходить к вопросу определения цены за 1 поездку. Перевозчики, к примеру, могут установить в приложении начало и конец маршрута и получат расчетную стоимость поездки уже с учетом заложенных туда параметров в виде скидки за большое расстояние и других факторов. Другим вариантом является система Priceline: водители могут устанавливать цену (скажем, 85% от нормального тарифа) на заранее определенные поездки. Для водителя куда лучше получить 85% от стандартного тарифа за поездку на 20 километров, чем, например, ждать заказа и гадать: поеду ли я на другой конец города или на соседнюю улицу?

Читайте материал по теме: Проблема гильдий, начиная с жестянщиков и кончая таксистами

Компании, которые используют грамотную ценовую политику, чтобы повысить рентабельность поездки, будут наслаждаться тем, что экономисты называют термином «снять сливки». Они чаще выбирают выгодные маршруты на дальние расстояния, в то время как их конкуренты (с точки зрения ценообразования) застревают с низким уровнем прибыли и небольшим пробегом автомобилей.

Подчеркивайте разницу. Служба такси должна обязательно воспользоваться одним очень важным недостатком любого извоза: водители Uber, Lyft и других мобильных приложений — непрофессионалы. Прекрасно, если у частного водителя есть возможность немного «подхалтурить» и заработать немного денег в свободное от своей основной работы время. Но отсутствие у них должного опыта сказывается на работе: они слишком зависимы от навигатора. Чаще всего имеет смысл стать пассажиром того водителя, в чьей голове имеется тысяча разных маршрутов поездок и который знает премудрости объезда всех пробок. В Манхэттене я, кстати, теперь пользуюсь только услугами такси.

Разработайте свое приложение. Таксопаркам пора осознать тот простой факт, что люди любят пользоваться своими смартфонами. Поэтому предоставьте им такую возможность — или потеряете свой бизнес.

Рост компании Uber резко набрал обороты за счет внедрения инноваций в привычную деятельность, отличное исполнение и отсутствием реакции от индустрии такси. Думаете, что оценка в 40 миллиардов долларов слишком высока для Uber? Зависит от действий самих таксистов. Добавьте лишь свободное ценообразование — это поможет оттеснить перевозчиков на второй план и снизит доходность этой компании и ей подобных.

Читайте по теме: