Стратегия должна быть выполнима | Большие Идеи

・ Стратегия
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Стратегия должна
быть выполнима

Называть выбор в одних случаях «стратегией», а в других — ее «исполнением» — дело бессмысленное.

Автор: Роджер Мартин

Стратегия должна быть выполнима

читайте также

10 советов по созданию здоровой корпоративной культуры

Джулио Д'Эрме

Стратегия довольных людей

Зейнеп Тон

Чем пандемия опасна для культуры вашей компании

Дженни Чатман,  Франческа Джино

День рождения лидера

Невозможно разработать хорошую стратегию, которая при этом не выполняется. Потому что реализация тех или иных задач и есть та самая стратегия. И не надо разделять эти понятия.

Прочитайте и возьмите на заметку статью «Печальная судьба стратегий», опубликованную в свежем номере HBR. Подобного рода статьи удивляют своей полнотой и учат своих читателей тому, как преодолеть любые сложности при выполнении той или иной задачи. Но не все подобные материалы одинаково полезны на практике (за исключением нашей, разумеется): нельзя выписать универсальный рецепт, как действовать в той или иной ситуации, если вы не можете ее описать. И никто не может составить инструкцию, как реализовать стратегию таким образом, чтобы не противоречить самой сущности понятия «стратегия».

Не надо винить руководство в том, что ваша идеально изложенная стратегия развития компании не выполняется — это своего рода сложность в реализации: видимо, не так уж и идеальна ваша концепция, если ее нельзя воплотить в жизнь.

Во всех статьях, описывающих проблемы, связанные с воплощением в жизнь любой поставленной задачи, единственным слабым местом любой стратегии является вопрос ее выполнения. В итоге автор различает понятия «стратегия» и «реализация стратегии на практике». И тем не менее продолжает утверждать, что «реализация стратегии на практике» и само понятие «стратегия» совпадают.

Чтобы лучше объяснить, что мы имеем в виду, приведем отрывок статьи «Печальная судьба стратегий» о выполнении стратегических задач компании:

Реализация стратегии — умение пользоваться теми возможностями, которые согласуются со стратегией, постоянно координируя свои действия с действиями представителей других частей организации. Эта новая формулировка поможет менеджерам осознать, почему стратегия дальше идеи не идет. При таком комплексном понимании проблемы они сумеют избежать опасностей вроде ловушки согласованности и сосредоточиться на том, что действительно помогает реализовать стратегию и получить результат.

«

»

Проблема в том, стратегия — это не что иное, как определенное чутье, позволяющее не упустить потенциальные возможности, это не ее реализация. Проще говоря, статья «Печальная судьба стратегий» четко устанавливает, что вопрос приведения стратегии в исполнение заключается в самой стратегии, что, разумеется, противоречит идее о том, что стратегия и ее реализация — это два совершенно разных понятия.

Читайте материал по теме: Уроки стратегии от нобелевского лауреата по экономике Жана Тироля

Это заставило меня вспомнить книгу Ларри Боссиди «Исполнение. Система достижения целей», опубликованную еще в 2002 году. Потратив 21 страницу на пояснения вроде «в современном мире разница между компанией и ее конкурентом состоит в ее способности реализовывать цели и идеи» или «стратегии чаще всего проваливаются из-за неспособности их эффективно реализовать», авторы предлагают нам следующее определение «реализации»:

Сущность реализации состоит в трех ключевых аспектах: кадровом, стратегическом и операционном. [курсив добавлен автором статьи.]

«

»

Получается, что вся стратегия по сути является одной из трех составных частей процесса ее реализации. Автор приходит к выводу, что воплощение стратегии в жизнь и есть стратегия, хотя поначалу они утверждают, что «это самое воплощение и термин — абсолютно разные вещи».

Многие авторы, пишущие о том, как реализовать написанный на бумаге стратегический план, попадают в эту ловушку, поскольку пытаются разграничить понятие стратегии как определение того, что нужно сделать, и ее исполнение как реализацию решений, принятых руководством. Подобное разграничение само по себе требует ответа на щекотливый вопрос, стоящий особенно остро в условиях современной экономики знаний: что именно включает в себя деятельность по «реализации» решений? Если обязательно нужно отличать ее от предшествующей деятельности по «принятию решений», то нам следует в значительной степени оторвать процесс принятия решений от процесса их исполнения. Итак, чтобы определить наконец, в чем состоит разница, нам следует рассматривать реализацию стратегии как активность, лишенную возможности какого-либо выбора. Не нужно ничего выбирать: просто делай это (что бы «это» ни значило).

Читайте материал по теме: Не путайте стратегию с планированием

Тем не менее большинство людей, включая авторов указанных выше книги и статьи, скорее согласятся, что любой процесс всегда подразумевает выбор. В конце концов единственный ответ, который логически напрашивается и который может объяснить все происходящее в современных компаниях, прост: все сотрудники в организации занимаются одним и тем же: выбирают в условиях неопределенности и конкуренции.

Называть выбор в одних случаях «стратегией», а в других — ее «исполнением» — дело бессмысленное. По сути такое разграничение не только бесполезно, но и может навредить, создавая ощутимые проблемы в «исполнении». Таким образом, если какие-то организации испытывают трудности с воплощением в жизнь стратегии — дело тут не в плохой реализации стратегических решений. Дело в том, что компании называют это исполнением.

Читайте по теме: