Новой стратегии Tesla более ста лет от роду | Harvard Business Review Russia
Стратегия

Новой стратегии Tesla более ста лет от роду

Джош Сушкевич
Новой стратегии Tesla более ста лет от роду

Вопреки распространенному мифу Томас Эдисон не изобретал лампу накаливания. К тому моменту, когда он запатентовал свое изделие в 1879 году, около двадцати изобретателей и лабораторий уже спроектировали подобную инновацию. На самом деле Эдисон изобрел доступный (практически и по цене) электрический свет.

Прорыв Эдисона определялся основополагающей мыслью — любой продукт может набрать обороты лишь за счет системы, в которой он используется. Проектируя свою лампочку, он параллельно создал целую систему планов для генераторов, проводки, счетчиков, выключателей и т. д. Электрическая лампочка без удобного доступа к электричеству — любопытная новинка, а вместе с тем она становится революционным событием в мировой истории.

Идея Эдисона дает нам удобную точку отсчета для оценки громкого запуска проекта Tesla Energy с его системами батарей Powerwall для бытового применения и Powerpack для использования в офисах, промышленности и энергетике. Новая продукция призвана обеспечить сохранение локально полученной энергии и регулировать ее распределение. Это поможет устранить одну из главных проблем добычи солнечной энергии — прерывистость процесса (проще говоря, солнце должно светить, и чем больше — тем лучше). Эта инициатива способна уменьшить зависимость солнечных панелей от электросети, одновременно облегчая возвращение в них избыточного электричества. Они без интегрированной системы хранения несут ненамного больше ценности, чем лампы накаливания без электрической сети. Следовательно, Tesla Energy — решительный шаг в создании энергетической системы будущего.

Эта мысль созвучна с нашей работой по подрывной стратегии, выходящей за рамки одной отрасли: подрывные инновации создают новые системы «сетей полезности», которые в конце концов заменяют собой старые. Из этого следует, что погоня за потенциально подрывными новыми технологиями и бизнес-моделями требует системного мышления, часто призывающего инноватора выйти далеко за рамки изобретения собственно нового продукта. Это касается как предпринимателей, думающих о том, как умные сенсоры и облачные сервисы изменят способ общения пациента с медиками, так и розничных продавцов, размышляющих, как компании вроде Uber кардинально изменят потребительские привычки. И это относится ко всей отрасли так же, как в бизнес-кейсе с Томасом Эдисоном и его лампочкой.

Элон Маск стремится изменить всю систему, и он не стесняется демонстрировать свои амбиции. В своей презентации Элон позиционировал Tesla Energy как «недостающий элемент», призванный соединить воедино электромобили и крупномасштабную возобновляемую энергию (и, в частности, компанию, специализирующуюся на ней, с которой Маск связан помимо Tesla — Solar City). Создается впечатление, что за каждым продуктом или партнерством, о которых в настоящее время говорит Маск, стоит смелый и тщательно продуманный план.

Изменит ли этот замысел мир вокруг нас? Возможно, но даже самые романтически настроенные фанаты Маска согласятся, что вдобавок к автопрому взять на себя второй проект в еще одной строго регулируемой, давно поделенной и требующей серьезных капиталовложений отрасли — дело нешуточной сложности. Некоторые обратили внимание на то, что для домохозяйств, подключенных к электросетям, финансовые выгоды Powerpall все еще не столь очевидны (хотя через несколько дней после запуска проекта Tesla объявила, что продала годовой запас продукции, а Bloomberg оценивает фиксированный доход от предварительных заказов на два инновационных гаджета в районе $800 млн).

советуем прочитать
Войдите на сайт, чтобы читать полную версию статьи
советуем прочитать
Грех пессимизма
Сергей Филонович