Стратегия Tesla: пазл сложился | Большие Идеи

・ Стратегия
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Стратегия Tesla:
пазл сложился

Как Tesla может трансформировать транспортную систему и стать самой дорогой корпорацией мира

Автор: Брайан Халла

Стратегия Tesla: пазл сложился

читайте также

Леонид Богуславский: «Я не боюсь облажаться»

Андрей Лапшин,  Марина Иванющенкова

В ловушке: как избежать эмоциональных реакций на критику

Джеймс Детерт,  Итан Буррис

Как переосмыслить карьеру во время кризиса

Эрминия Ибарра

Интеллектуальный подход к управлению лояльностью

Абхиджит Гуха,  Дхрув Грювал,  Томас Дейвенпорт

Сегодня автопром гордится Tesla. Но многие стратегические решения этой компании (тот же завод в Неваде, который производит куда больше аккумуляторов, чем компания в состоянии продать, а уж идея делиться патентами!) до сих кажутся донкихотскими, если не прямо губительными.

Я как бывший владелец Tesla Roadster, ныне обзаведшийся Model S (а также как бывший президент и гендиректор крупной компании, производящей полупроводники), люблю эти машинки, но некоторые решения этой фирмы меня удивили. Недавно на меня снизошло откровение — точнее, я получил электронное письмо. Это была обыкновенная рассылка, но она неожиданно прояснила мне долгосрочную стратегию Tesla. И эта стратегия ошеломляет, потому что полностью может изменить наземный транспорт (если компания Маска сможет осуществить задуманное, Tesla станет одной из самых дорогих корпораций во всем мире).

Сейчас объясню. С самого начала массовой продаже электромобилей мешало четыре крупных препятствия:

  • Ограниченное количество аккумуляторов;
  • Большие расходы времени на зарядку;
  • Необходимость создавать сеть станций подзарядки;
  • Накладная для владельцев перспектива заменять раз в несколько лет изношенный аккумулятор.

Эти четыре проблемы казались непреодолимыми — по крайней мере, в обозримом будущем — и обрекали электромобиль на статус нишевого продукта, рассчитанного на поездки вблизи от дома.

Рассылка, полученная мною от Tesla, звучала очень скромно. Меня вместе с моей Model S приглашали поучаствовать в «пилотной» программе замены аккумуляторов в Харрис Ранч (Калифорния). Стоимость? «Дешевле, чем заправить большой седан». Время: «Три минуты». Но, всмотревшись в это приглашение, я понял (вот когда мозг молнией прошило!), что сейчас действительно все может повернуться в пользу Tesla.

Вспомним несколько стратегических шагов компании:

Тысячи «суперзарядных» станций по всему миру. Главной проблемой с электромобилем было «короткое дыхание» — на перегоне из Сан-Франциско в Лос-Анджелес пришлось бы остановиться на ланч часов этак на 20, пока аккумулятор подзарядится от розетки со 110 вольтами. Суперзарядные станции, размещенные в стратегических точках, позволяют владельцам Tesla заряжать аккумулятор за 30 минут, причем бесплатно — и можно проехать еще 270 км. Однако оставались еще две проблемы: во-первых, вовремя найти следующую станцию, а во-вторых, ждать полчаса, любуясь тем, как другие водители заливают бензин в баки и несутся дальше. Эти полчаса и мешали компании найти новых покупателей, преданными оставались ранние последователи и ярые фанаты.

Инвестиции в гигантский аккумуляторный завод в Рино, штат Невада. Пять миллиардов долларов, производственные площади свыше 100 тысяч квадратных метров? Да зачем же? Если Tesla примется выпускать машины быстрее, чем Ford свою стандартную модель, и то подобных размеров завод не окупится. «Гигафабрика» — вот как называли этого монстра в самой фирме. Это бы еще могло иметь смысл, если бы Tesla сумела ввести новый, экономный стандарт производства для всей отрасли, к которому подключились бы и другие производители электромобилей. Представьте себе: единый совместимый аккумулятор, пригодный для электромобилей всех марок! Но сумеет ли Tesla привлечь других производителей? Оказалось, у нее есть план.

Отдать свои патенты. В июне 2014 года Илон Маск по сути подарил все патенты своей компании конкурентам. Зачем? Затем, что Международная электротехническая комиссия (IEC) и Американский институт национальных стандартов (ANSI) никогда бы не утвердили стандарт компании-монополиста с эксклюзивным дизайном. Этот урок уже преподнесла отрасли 40 лет назад Hewlett-Packard, передав дизайн Interface Bus Институту инженеров электротехников и электроники (IEEE). В результате появился стандарт IEEE-488 standard, благодаря которому вы можете, например, соединить любой компьютер с любым принтером — началась революция PC, а HP озолотилась.

После того, как Tesla сделала доступными свои патенты, выработать стандарт именно на спецификациях этой компании кажется естественным решением. На уровне штатов и на федеральном уровне будет, конечно же, принято законодательство в пользу «чистого воздуха», именно эти стандарты аккумуляторов будут утверждены для перехода от бензиновых автомобилей к электрическим. Итог: гигафабрика сможет работать на всю катушку.

Обмен аккумуляторов. Оставалась последняя проблема, та, над которой бились еще с момента появления Toyota Prius: «Пройдет десять лет — и мне придется заплатить $10 000 за новый аккумулятор?». Теперь же гениальность стратегов Tesla стала очевидна — все сложилось, когда я получил приглашение на программу замены аккумуляторов. То, что происходит в этой «пилотной» программе, вполне осуществимо на любой станции Exxon, Shell или Valero в любом уголке мира. Аккумуляторы Tesla и автоматические станции замены быстро превратятся в общемировой стандарт, потому что патенты свободны и конкуренты с самого начала захотят подключиться к этому сервису, а для станций техобслуживания это будет дополнительный источник дохода. Главное же — владельцы электромобилей будут настаивать именно на таком решении, потому что это и быстрее, и гораздо дешевле десяти тысяч баксов.

Кое-кто говорит, что программа замены аккумуляторов нежизнеспособна (почитайте статью в июньском номере журнала Fortune). Лично я подозреваю, что ремарка Маска насчет отсутствия энтузиазма — «Народ не проникся идеей обмена» — обмолвка, а то и дымовая завеса. Да, в Харрис Ранче дело не пошло, но беда не в самой идее, а выбранном для ее запуска месте. До Харрис Ранча из больших городов Калифорнии слишком далеко ехать — электромобиль дотянет только летом, если не тратиться ни на обогрев, ни на кондиционер, даже радио не включать. И все владельцы электромобилей уже притерлись и умеют рассчитывать перемещения между собственной зарядкой и зарядными станциями. Тем не менее владельцы помнят, что со временем аккумулятор сядет и придется менять его за много тысяч долларов. Предложите им дешевую программу обмена — и они, если придется, хоть на буксире доставят свои машины в Харрис Ранч.

Так что идея правильная, даже если поначалу с местом действия промахнулись.

Как только программа обмена распространится повсеместно, выиграют все, но главным победителем окажется Tesla. Благодаря Илону Маску и его сподвижникам компания словно получит франшизу на поставки бензина всей стране — только вместо бензина, нефти, которую приходится добывать в труднодоступных уголках нашей планеты, у Tesla будет неиссякаемый источник энергии — гигафабрика в Рино, штат Невада.

Да, они еще и машины делают, я же говорил об этом?