Почему настоящие лидеры должны уметь думать медленно

Почему настоящие лидеры должны уметь думать медленно
|26 октября 2017| Мартин Ривз Розелинда Торрес Фабьен Хассан

Есть известная (но, возможно, апокрифическая) история о том, как теория относительности пришла в голову Альберту Эйнштейну, когда он ехал на велосипеде. Говорят, что Уоррен Баффетт читает не меньше шести часов в день, а количество запланированных встреч сводит к минимуму. Оба эти примера разительно контрастируют с тем, как в наши дни использует свое время большинство руководителей. Многие из них становятся рабами электронной почты (один CEO полушутя описывает свою работу как «ответы на 2000 электронных писем в день»), а все остальное время съедают деловые встречи. При этом сосредоточенность на обработке информации, реагировании и выполнении задач — каким бы плодотворным это ни казалось, — снижает качество мыслительной работы. Мы уверены, что в сегодняшнем сложном мире руководителям корпораций необходимо овладеть искусством размышления.

Опираясь на рефлекcивное мышление, люди анализируют исходные положения, базовые представления и факты, устанавливая связи между, казалось бы, разрозненными данными. Наука мыслительной деятельности изложенная Дэниэлом Канеманом в книге «Думай медленно... Решай быстро», говорит о том, что этот тип «медленного мышления» противоположен «быстрому мышлению», необходимому при управлении автомобилем или решении математической задачи. Другими словами, рефлексивное мышление (медленное и обстоятельное) и реактивное мышление (быстрое и инстинктивное) задействуются попеременно, как при использовании переключателя. Когда одна клавиша «включена», другая «выключена».

Топ-менеджеры перегружены информацией и чаще всего задействуют быстрое мышление. Лишь некоторым CEO удается противостоять этому. Так, Билл Гейтс и Марк Цукерберг по примеру Уоррена Баффетта выделяют себе время для чтения. Это стимулирует их личное развитие и позволяет постоянно искать новые стимулы и перспективы. Президент группы Pfizer Essential Health Джон Янг отмечает, что при принятии того или иного решения рефлексивное мышление помогает ему применить комплексный и сбалансированный подход, невозможный в случае быстрых, сиюминутных решений. Опираясь на опыт руководителей такого ранга, а также на основании рекомендаций, данных гендиректорами компаний, мы предлагаем несколько простых правил, которые позволят развиться в искусстве рефлексивного мышления.

Найдите свободное время для размышлений. Время — это необходимое условие медленного мышления. Для формирования привычки время для размышлений должно отводиться регулярно и отмечаться в календаре руководителя компании. Как показало исследование Гарвардской школы бизнеса, проведенное в 2015 году, в рабочем графике руководителей на индивидуальную работу обычно отводится всего 15% их времени. Предполагается, что даже такое незначительное время в основном тратится на сбор информации и рассмотрение срочных тактических вопросов, а на долю рефлексивного мышления приходится и того меньше. Опрос 267 руководителей высшего звена в компаниях из списка Fortune 500 показывает, что личному развитию они уделяют всего 30 минут в день, обычно это происходит поздно вечером.

Не существует универсального способа найти время для размышлений. Некоторые находят его в течение недели. Например гендиректор LinkedIn Джефф Вейнер отводит от полутора до двух часов в день на размышления и характеризует это время как «самый важный инструмент для повышения производительности». «Для размышлений я использую 40-минутные прогулки, а за утренним кофе читаю статьи для личного развития», — рассказала нам Сьюзен Хаккарейнен, председатель совета директоров и соруководитель Lutron. Яна Какар из Global Managing Partner of Dalberg уделяет этому процессу три раза в неделю по 2 часа. «Мышление – это то единственное, что как руководитель вы не можете делегировать кому-то другому. Это время свято и неприкосновенно, несмотря на поток звонков, встреч и электронных писем».

Другие отводят размышлениям один день в неделю целиком. Так, Брайан Скудэмор, серийный предприниматель, основавший O2E Brands, понедельник целиком посвящает развитию и планированию оставшихся дней недели, заполненных непрерывными деловыми встречами. В понедельник он остается дома, где ему удалось создать комфортную для размышлений обстановку. Фил Либин, бывший CEO Evernote, использует для этих целей время в перелетах. В самолете он полностью отключается от повседневной работы.

Найдите коуча. Самым эффективным способом формирования рефлексивного мышления остается сократический метод ведения диалога. Для того чтобы стимулировать развитие такого мышления, руководителям следует чаще вступать в диалог с партнером, которому они полностью доверяют. Компетентный собеседник способен поделиться с CEO своими размышлениями по острым проблемам.

Роль партнера по дискуссии состоит в том, чтобы облегчить процесс поиска идей, сделать размышления более продуктивными, а также выработать привычку и навыки к размышлению. В диалогах Платона основная роль Сократа сводится к постановке вопросов, заставляющих учеников структурировать и ясно формулировать свои мысли. Этот метод может стать еще более востребованным сегодня, чем в античные времена.

Составьте перечень вопросов, пробуждающих рефлексивное мышление. Идеи не появляются просто так. Даже самые интуитивные формы мышления часто требуют стимула и вдохновения. Для лидеров бизнеса может стать полезным инструментом перечень разнонаправленных вопросов. Их можно дорабатывать, делать созвучными образу мыслей конкретного руководителя, но при всем их разнообразии в этом списке должны быть вопросы, которые имеют отношение к личному видению, стратегии, организации и лидерству, как например:

Какова цель компании?

Полная версия статьи доступна подписчикам
Выберите срок онлайн-подписки:

https://hbr-russia.ru/management/strategiya/p23501

2017-10-26T03:00:00.000+03:00

Fri, 16 Oct 2020 17:06:30 GMT

Почему настоящие лидеры должны уметь думать медленно

Шесть способов научиться рефлексивному мышлению

Менеджмент / Стратегия

https://cdn.hbr-russia.ru/image/2018/2s/1ahi04/original-1o8u.jpg

Harvard Business Review РоссияHarvard Business Review Россия

Harvard Business Review РоссияHarvard Business Review Россия