Что делать СЕО во время цифровой революции | Большие Идеи

・ Управление изменениями

Что делать СЕО во время
цифровой революции

Как начать диджитал-трансформацию и избежать провала

Автор: Роман Тышковский

Что делать СЕО во время цифровой революции
Фото: Andrew Kow / Unsplash

читайте также

Узнайте, перспективный ли вы предприниматель, за две минуты

Дэниел Айзенберг

Требуются ответственные суждения

Бхиде Амар

Найдите свое племя

Джанпьеро Петрильери

Помогите сотрудникам экономить энергию

Повсеместное внедрение цифровых технологий меняет рынки и потребительские модели с огромной непрерывно растущей скоростью. Компьютерам потребовалось около 30 лет, чтобы стать неотъемлемой частью работы и отдыха почти каждого жителя планеты. Facebook захватил мир примерно за восемь лет, а продуктам вроде Uber, Slack или даже Tinder понадобилось всего два-три года на мировую экспансию.

Сегодня основная часть новаций лежит в области цифровизации процессов, причем речь идет уже не о внедрении отдельных цифровых продуктов, а о коренной диджитал-трансформации всей корпоративной структуры. На цифровых технологиях построены стратегии выживания даже тех игроков, которые еще недавно работали в основном в офлайне. Так, BMW начала с цифрового маркетинга, потом запустила услугу дистанционного управления автомобилями и ради этого вплотную занялась системами связи. Для реализации революционной идеи 100-летней компании пришлось переосмысливать основы своей работы и задействовать практически все подразделения, признавались позже руководители автоконцерна.

В России цифровизация началась с телекоммуникационной и банковской сфер, затем перекинулась в ритейл и постепенно добралась до более консервативных отраслей, в том числе промышленного производства.

Недавно мы провели исследование среди российских компаний с целью узнать, насколько активно они занимаются диджитал-трансформацией и с какими проблемами сталкиваются. В исследовании приняли участие респонденты, занимающие высшие руководящие должности в компаниях из таких отраслей, как транспорт, розничная торговля, металлургия, нефтегазовая промышленность, финансы и другие.

Участники опроса по-разному оценили уровень цифровизации своих отраслей — от 30 до 80%. Но все без исключения заявили, что задача актуальна для них уже сейчас или в краткосрочной перспективе. На основе нашего исследования и опыта работы с компаниями, находящимися в процессе диджитал-трансформации, можно сформулировать несколько принципов, которые помогают безболезненно шагнуть в новую эпоху и снижают вероятность провала.

Уделяйте личное внимание

Ради успешной диджитализации многие компании ввели специальную должность — Chief Digital officer (CDO). Этот топ-менеджер соединяет маркетинговую и техническую стороны процесса, координирует работу с цифровыми продуктами и сквозную диджитализацию компании. CDO уже работают в таких организациях, как Starbucks и McDonald’s, BBC Worldwide и L’Oreal. В России такие позиции появились во многих крупных частных компаниях, скоро появятся во всех государственных корпорациях. На очереди и средний бизнес.

Однако CEO все-таки не стоит расслабляться и полностью полагаться на профильного топ-менеджера: руководитель компании остается главным вдохновителем и направляющим диджитализации. Если вы действительно хотите развивать диджитал-направление, позаботьтесь о том, чтобы оно вошло в шорт-лист ваших приоритетов. По нашим подсчетам, если СЕО не готов включить цифровую трансформацию в топ-3 своих приоритетов, вероятность того, что она закончится неудачей, составляет более 50%.

Найдите правильных людей

При внедрении цифровых технологий и процессов часто кажется, что достаточно определить задачу и позаботиться о технической стороне. В итоге многие руководители забывают о пресловутом человеческом факторе, обрекая диджитал-трансформацию на полное фиаско.

Большинство сотрудников, особенно менеджеры среднего звена, сами по себе достаточно консервативны. Наше исследование показало, что примерно 40% компаний потребовались серьезные кадровые замены среди руководителей отделов, чтобы обеспечить слаженную работу команды в процессе трансформации.

Для успешной диджитализации ее ключевые участники — прежде всего главы отделов и подразделений — должны обладать несколькими качествами. В первую очередь необходимо, чтобы человеку были не чужды технологии и диджитал. Можно научить работника, который привык записывать все в тетрадку, пользоваться компьютером. Но сделать так, чтобы он сам предлагал и внедрял новые цифровые технологии, вряд ли удастся. Яркий пример — запуск электронных сервисов в российских больницах и поликлиниках. Процесс продвигается медленно, в основном по мере омоложения кадров и прихода людей, для которых компьютеры и мобильные приложения — привычная среда.

Кроме того, ключевые участники цифровой трансформации обязательно должны иметь навыки гибкого инновационного мышления, хорошо обучаться и не бояться пробовать. Неслучайно в последнее время главами компаний все чаще становятся «любознательные технократы».

Назначьте амбассадоров «на местах»

Способность вовлекать окружение в процессы и влиять на людей — не менее важное качество для активного участия в цифровой трансформации. Внезапная повсеместная диджитал-трансформация по распоряжению топ-менеджмента порой просто игнорируется, а нередко встречает и агрессивное сопротивление персонала. Поэтому оптимально начинать с точечного внедрения практик и технологий. При этом «на местах» должны быть лидеры, своеобразные амбассадоры цифровизации, которые способны заинтересовать сотрудников процессом и «обратить их в цифровую веру». Для них умение вовлекать и влиять на настроения имеет ключевое значение.

Подготовьте коллектив

Цифровую трансформацию тормозят в основном внутренние факторы — инертность корпоративной структуры, низкая заинтересованность коллег, бюрократия в компании, указывали участники нашего опроса. Чтобы преодолеть эти препятствия, нужно убедить критическую массу людей в том, что процесс несет позитив, а не угрозу. Это очень важная совместная работа команды HR и специалистов из внутренних коммуникаций.

Для этого требуется огромная разъяснительная работа и масштабное переобучение. В противном случае можно не рассчитывать на мирную диджитал-революцию — вероятнее всего, компания столкнется с внутренним сопротивлением и будет вынуждена тратиться на новых сотрудников.

Мы рекомендуем выделить разные группы внутри коллектива: поддерживающие, сочувствующие, скрыто сопротивляющиеся, агрессивные противники, и с каждой из них работать своими инструментами. Не надо, к примеру, пытаться конвертировать агрессивных в поддерживающих: на это уйдет слишком много энергии. Их достаточно перевести в нейтральные, а их внешнее сопротивление купировать. Для этого необходимо в первую очередь определить их конкретные страхи, а также выявить лидеров мнений, вовлекающих других в свой негатив. Дальше спектр ваших действий может быть бесконечным, от индивидуальных бесед с разъяснениями, до перевода человека на другой фронт работы. Однако главное не пугать и не увольнять, ведь это лишь усилит внутренние страхи и сопротивление остальных. На сегодняшний момент существует множество профессиональных HR-инструментов (например, тест Hogan Assessment или опросник Change Style Educator), позволяющих удаленно выявить предрасположенности к тому или иному поведению.

Не переоценивайте внешних консультантов

Нередко в компаниях элементарно не хватает специалистов с компетенциями, позволяющими вести диджитал-трансформацию. Логичное решение — позвать внешних консультантов, которые помогут построить стратегию цифровизации и реализовать ее. Если бизнес компании далек от диджитала, целесообразно привлечь не только экспертов, но и партнеров.

Внешние специалисты, безусловно, полезны, но от них требуются не готовые штампованные рецепты, а выработка индивидуальной стратегии и плана, анализ опыта и возможностей, структурирование идей. Полагаясь на любую внешнюю помощь, все же не стоит игнорировать свой внутренний ресурс. Никто не знает бизнес-процессы и продукты лучше, чем собственные сотрудники, и именно у них полезно спросить, что и как необходимо трансформировать.

Об авторе. Роман Тышковский — управляющий партнер московского офиса Odgers Berndtson.

* деятельность на территории РФ запрещена