Шесть вопросов Джеффу Безосу | Большие Идеи

・ Управление изменениями
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Шесть вопросов
Джеффу Безосу

О чем нужно спросить себя перед запуском амбициозного проекта

Авторы: Антонио Ньето-Родригес , Питер Брегман

Шесть вопросов Джеффу Безосу
Фото: Angelo Caputo / Unsplash

читайте также

Инфографика: Когда поражение кажется победой

Open. визуализация: Хили; Энн-Мэри,  Золли Эндрю Данные:

Сила экосистемы: что поможет корпорациям во время кризиса

Говард Ю,  Марк Гривен

Lyft в будущее: что ждет райдшеринговые компании

Уолтер Фрик

Право править, или Источники власти

Кочеткова Александра

NASA скорректировало свое расписание на четыре года. Каков новый план? Еще раз отправить людей на Луну к 2024 году. CEO Amazon Джефф Безос тоже хочет принять участие в этой затее и недавно представил модель космического корабля в натуральную величину, на который он делает ставку. Сможет ли его космическая компания Blue Origin выиграть эту гонку? Сможет ли Безос в 2024 году отправлять на Луну посылки по подписке?

Мы исследовали сотни амбициозных проектов, включая запуск iPhone, операцию по спасению чилийских шахтеров в 2010 году и превращение Куритибы в самый зеленый город Южной Америки, и в результате создали простую в применении схему, которая помогает предсказать, будет проект успешным или провалится.

Мы определили, что успех проекта во многом зависит от ответов на шесть вопросов. Шесть простых, прямых вопросов, на которые нужно ответить «да» или «нет». Ниже мы применим их к амбициозному проекту Безоса и оценим вероятность успешного исхода его космических (в прямом и переносном смысле слова) устремлений.

Последовательно ответив на все шесть вопросов, вы с коллегами поймете, в каком состоянии находится ваш проект. Если какие-то ответы не приходят в голову сразу (если они неочевидны или если вы сомневаетесь по поводу каких-то из них), не бойтесь приостановить проект и отложить его запуск.

Итак, вот шесть вопросов, которые мы рекомендуем задать в указанном порядке.

1. Есть ли у проекта разумное экономическое и логическое обоснование? (Зачем)

Мы вкладываем в проект ресурсы (время или усилия) по двум основным причинам: либо чтобы решить проблему, либо чтобы не упустить возможность. В рассматриваемом случае Безос нарисовал убедительную картину того, как он спасает Землю, отправляя в космос миллионы людей. Но достаточно ли это ясное и убедительное обоснование? Правда ли, что для человечества критически важно осваивать космос, чтобы решить все более усугубляющиеся проблемы своей планеты? Не будет ли это решением только для богатых? Стоит ли этот проект того, чтобы потратить на него миллиарды долларов? Безос явно увлечен своей идеей (мы еще вернемся к этому в следующем вопросе), но если оставить в стороне восхищение, которое вызывает его задумка, остальное выглядит довольно расплывчато. Мы что, собираемся к 2024 году спасти Землю? Конечная цель проекта должна быть сформулирована четко и убедительно. Может, это нужно для защиты или даже выживания нашего вида?

Ответ: Нет.

2. Есть ли у проекта преданный и харизматичный лидер? (Кто)

Возможно, самое важное условие успешного развития амбициозного проекта — наличие сильного, заинтересованного и харизматичного спонсора. В данном случае в этой роли выступает Безос. Он даже заявил, что этот проект — его главный приоритет. Мы верим ему? Ответ зависит от того, каким количеством других проектов он управляет одновременно (ответ: таких проектов много). Слова Безоса выглядят правдоподобно. В прошлом он неоднократно запускал проекты, которые что-то меняли, и постоянно превосходил ожидания, добиваясь успеха. По этой причине мы считаем, что Безоса можно назвать преданным и по-своему харизматичным лидером.

Ответ: Да.

3. Есть ли у проекта четкие ожидаемые результаты? (Что)

В данном случае ожидаемые результаты — это измеримые показатели того, что проект состоялся (не стоит их путать с целями проекта, тем самым «зачем», что мы рассмотрели в пункте 1). Чем больше вы знаете о конкретных ожидаемых результатах проекта до его запуска, тем точнее сможете оценить его продолжительность, стоимость и навыки, необходимые для их достижения. Верно и обратное: чем сильнее вы затрудняетесь в плане конкретных требований, тем сложнее будет составить точный план.

Полет на Луну — крайне амбициозный проект. Это невероятно трудное предприятие, в последний раз затевавшееся в 1972 году. До сегодняшнего дня полеты ракет NASA постоянно откладывались и явно превышали бюджет на миллионы долларов. В этом уравнении много сложностей и неизвестных.

Вы можете возразить, что Безос располагает воистину безграничными средствами, и все же туманные требования серьезно снижают шансы проекта на успех. Когда Безос объявил о начале работы, он не сказал, во сколько ему обойдется этот проект и когда он будет выполнен. Кажется, он и сам не знает ответа на эти вопросы.

Ответ: Нет.

4. Поддерживают ли проект ключевые заинтересованные стороны? (Как)

Проекты достигают максимального успеха, когда все или, по крайней мере, большинство ключевых стейкхолдеров (людей, так или иначе соприкасающихся с проектом и обладающих разными уровнями влияния) поддерживают его. Еще лучше, если они всячески способствуют его реализации.

В управлении проектами есть такой принцип: «Всегда найдется один стейкхолдер, который будет счастлив, если ваш проект провалится». Регулирующие органы, политики, акционеры и даже рядовые сотрудники могут препятствовать успеху вашего начинания. И все же если сузить этот вопрос до рамок самого проекта (а суть проекта в том, что Blue Origin строит космические корабли), велика вероятность, что все заинтересованные лица активно его поддерживают.

Ответ: Да.

5. Есть ли у проекта точный срок исполнения? (Когда)

Проекты, которые запускаются с амбициозным и строгим дедлайном, имеют больше шансов на успех. Старт без ясно обозначенной финишной черты может растянуть проект на месяцы и даже годы.

В области освоения космоса есть удачный прецедент: в свое время Джон Кеннеди поставил перед собой смелую цель — отправить человека на Луну к концу 1960 годов. Его слова вдохновили проект, который мог бы никогда не состояться, не будь у него такого невероятно амбициозного дедлайна.

2024 год — очень четкая финишная черта для проекта Безоса.

Ответ: Да.

6. Является ли проект настоящим приоритетом? (Где)

Область «Где» охватывает все внешние элементы, которые могут как положительно, так и отрицательно сказаться на проекте. Эти сферы (например, приоритет проекта по отношению ко всем остальным начинаниям или общие компетенции организации по реализации проекта) часто находятся вне зоны контроля лидера проекта. И все же у лидера есть инструменты, с помощью которых он может изменить ход дела в лучшую сторону. Генеральный спонсор проекта акже имеет большое значение и сильно влияет на организацию.

Безос умеет расставлять приоритеты, к тому же, он создал целую компанию вокруг своего космического проекта, и есть основания предполагать, что она работает, ориентируясь именно на его идеи.

Ответ: Да.

Выделите время на то, чтобы обсудить, прояснить и утвердить свои ответы на эти вопросы. Несмотря на вполне понятный восторг от захватывающей вас идеи и жажду скорее приступить к работе, проще и эффективнее реализуются проекты, которые находятся в стадии разработки большее время. Мы выяснили, что компании, применяющие эту простую схему в процессе разработки и оценки проекта, эффективнее внедряют новые идеи и получают от них больше прибыли. Вы тоже можете добиться таких результатов.

Итак, что же можно сказать о Джеффе Безосе и его космической Одиссее 2024? Мы думаем, у него есть шанс. Однако мы рекомендовали бы ему уделить больше времени ответам на вопросы «зачем» и «что». Кстати, история о том, что у Безоса не получилось открыть вторую штаб-квартиру Amazon в Нью-Йорке, сводится к тем же предпосылкам: отсутствию четких целей и ожидаемых результатов. Мы настоятельно призываем его исправить эти недостатки, чтобы значительно повысить свои шансы на успех и оставить еще один след в истории.

Об авторах

Питер Брегман (Peter Bregman) — генеральный директор консалтинговой компании Bregman Partners, специалист с мировым именем в области мотивации. Автор бестселлера «18 минут». Его последняя книга — «Эмоциональная смелость».

Антонио Ньето-Родригес (Antonio Nieto-Rodriguez) — ведущий эксперт в области управления проектами и стратегии, обладатель престижной награды «Идеи на практике» от рейтинга выдающихся мыслителей в области менеджмента и маркетинга Thinkers50. Автор книг «The Project Revolution» и «The Focused Organization».