Приглашение к цифре: как провести преобразования в организации | Harvard Business Review Russia
Управление изменениями

Приглашение к цифре: как провести преобразования в организации

Елена Ленена , Максим Уфаев
Приглашение к цифре: как провести преобразования в организации
Фото: charlesdeluvio / Unsplash

Цифровизация бизнеса идет такими беспрецедентно быстрыми темпами, что персонал не поспевает за ней. Почти 80% руководителей, проводящих в своих компаниях цифровые трансформации, признают острую нехватку соответствующих кадров. По данным глобального исследования, проведенного McKinsey, в ближайшие пять лет спрос на кадровые ресурсы, необходимые для формирования новых цифровых навыков, значительно превысит предложение. Уже сейчас на рынке труда за каждого менеджера по Agile бьются в среднем четыре хедхантера. А предложение специалистов по работе с большими данными на пятилетнем горизонте будет отставать от спроса на 60%. В этой ситуации традиционный поиск нужных специалистов на открытом рынке вынужденно дополняется программами повышения квалификации и переобучения. Правда, результат от них часто неудовлетворительный: только 8% опрошенных топ-менеджеров ответили, что обучение сотрудников «цифре» в их компании эффективно. В чем же ошибки, и как добиться положительного эффекта?

Практика наиболее успешных компаний показывает, что одного лишь обучения недостаточно: необходимо тесно увязывать формирование навыков с эффективным управлением цифровых преобразований, причем на каждом из пяти этапов корпоративного «вхождения в цифру».

Диагноз плюс

В рамках диагностики текущего состояния для начала цифровой трансформации требуется определить, какие навыки и каким категориям сотрудников необходимы для успеха преобразований. Программа по их развитию должна быть ориентирована на достижение целевых показателей, соотнесенных с бизнес-результатами.

При формировании цифровых навыков необходимо определить, какие цифровые роли приоритетны на различных уровнях корпоративной иерархии. В числе ведущих задач — повышение цифровой грамотности руководителей, введение в кадровую сетку новых ролей и должностей с обучением соответствующих сотрудников, развитие технических навыков линейного персонала и, конечно, генерация больших данных для аналитиков на стратегически важных направлениях: в продажах, маркетинге и операционной деятельности.

Лимонадная история

Чтобы обучение было эффективным, оно должно быть разным, а инструментальный спектр максимально широким. Секрет успеха — в комбинировании различных форм и режимов обучения. На уровне отдельных сотрудников процесс формирования цифровых навыков имеет смысл составлять из трех компонентов: периодические учебные мероприятия теоретического толка, практические занятия для закрепления полученных знаний и реальная работа. Такой подход называется «обучение действием» (fields & forum), и он неоднократно доказывал свою эффективность.

При этом программа смешанного обучения эффективнее при объединении нескольких разнородных форматов — например, очных занятий и обучения с помощью цифровых модулей или мобильных приложений, которые проводятся в рамках повторяющихся циклов, включающих в себя теорию и практику.

Инновационные технологии и достижения поведенческих наук уже добрались до обучения «цифре». В качестве примера можно привести тренажер «Мобильная фабрика» — действующий компактный прототип линии по производству лимонада, который позволяет на практике, неотличимой от реальной работы, продемонстрировать эффективность цифровых инноваций. Всего за один-два дня команда в условиях, близких к «боевым», учится применять методы анализа данных с сенсоров в реальном времени, способы предиктивной аналитики и иные инструменты оптимизации производства. В частности, один из рабочих сценариев — коллективное решение практически неразрешимой без цифровой «инъекции» задачи по увеличению выпуска продукции более чем в два раза. Возможность для роста производства за 15-минутную смену в ходе тренинга — во внедрении математической модели, предсказывающей время концентрации сахара в лимонаде в зависимости от температуры нагрева.

Повторяющиеся теоретические и практические циклы способствуют укреплению проводящих путей нервной системы, связанных с усвоением новых навыков. Это позволяет формировать новые привычки, решать учебные, а с ними и бизнес-задачи — и всё крепче фиксировать нужные навыки и ментальные установки.

Кузница кадров

советуем прочитать
Войдите на сайт, чтобы читать полную версию статьи
советуем прочитать