Тонкая душевная организация

Тонкая душевная организация
|30 сентября 2019| Ранджай Гулати

В стартапе всегда есть что-то особенное: творческая энергия, живая душа. Это чувствуют и основатели, и первые сотрудники, и клиенты. Дух стартапа привлекает людей и побуждает их вкладывать в новый проект свои силы, талант и деньги. Он объединяет всех на пути к общей цели. Пока в компании сохраняется этот дух, она непрерывно растет и остается гибкой и инновационной. Но стоит ему исчезнуть, дела идут на спад и каждый чувствует: ушло что-то важное.

Впервые о «духе стартапа» я услышал от гендиректора одной фирмы из Fortune 500: он как раз пытался возродить этот дух в своей организации. Такие «поисково-спасательные операции» затевают многие крупные компании, и это подтверждает печальную истину: по мере созревания бизнесу очень трудно сохранить изначальный дух. Основатели и сотрудники часто путают дух с культурой — в частности, с той бесшабашной атмосферой, когда все работают круглые сутки без четких должностных инструкций, ходят на работу в футболках, едят пиццу и пьют бесплатную газировку — и вообще живут как одна семья. Но дух люди замечают (и вспоминают с ностальгией) лишь тогда, когда он уходит. Бывает, что компания наступает на горло собственной песне под давлением инвесторов, которые хотят сделать ее более «профессиональной» и подогнать под требования рынка. Впоследствии, пытаясь вернуть «предпринимательский» стиль мышления, организации, как правило, действуют поверхностно: они меняют какие-то нормы поведения, но не то, что действительно важно.

За последние 10 лет я изучил более десятка быстрорастущих предприятий и провел больше 200 интервью с их основателями и топ-менеджерами, пытаясь лучше разобраться в проблеме и найти способы ее решения. Я выяснил, что, хотя многим компаниям не удается сохранить свою первоначальную суть, творческий запал, энтузиазм и способность к инновациям, все же есть и те, кому это оказалось под силу. Такие фирмы поддерживают крепкие отношения с инвесторами и обеспечивают себе условия для дальнейшего процветания. Бизнесмены, консультанты и ученые вроде меня часто говорят о необходимости внедрения структур и систем по мере роста компании — и забывают о важности сохранения духа. Но мы можем — и должны — радеть и о том, и о другом. Лидеру потребуются воля и решительность, чтобы выпестовать и защитить то, что полезно для его бизнеса.

Полная версия статьи доступна подписчикам
Выберите срок онлайн-подписки:

https://hbr-russia.ru/management/upravlenie-izmeneniyami/812375

2019-09-30T16:54:18.271+03:00

Mon, 30 Sep 2019 13:54:18 GMT

Тонкая душевная организация

Даже крупная компания может сохранить предпринимательский запал

Менеджмент / Управление изменениями

https://cdn.hbr-russia.ru/image/2019/7l/hvbck/original-n5r.jpg

Harvard Business Review РоссияHarvard Business Review Россия

Harvard Business Review РоссияHarvard Business Review Россия