Как в Amazon улучшили эджайл-принципы | Harvard Business Review Russia
Управление изменениями

Как в Amazon улучшили эджайл-принципы

Билл Карр , Колин Брайар
Как в Amazon улучшили эджайл-принципы
Piotr Cichosz / Unsplash

Методология эджайл (гибкая адаптивная разработка), как и ее близкая родственница, технология бережливого производства (lean), распространились далеко за пределами изначальной сферы своего применения в разработке и производстве. Сегодня мы регулярно слышим об эджайл-подходе к составлению бюджета, управлению кадрами и даже к организации семейных собраний.

Эджайл — эффективный метод разработки продуктов, но многие компании злоупотребляют им, пытаясь заменить им тщательное планирование и подготовку. Можно добиться большего, если совместить эджайл с другим подходом, с которым мы познакомились, работая в Amazon. Принцип «работы начиная с конца» (working backwards) может компенсировать недостатки эджайл на самых важных ранних этапах.

Эджайл-компании могут слишком увлечься

Может показаться, что эджайл — идеальная методология, чтобы вести разработку с нуля, ведь если у вас еще нет продукта, сложно опросить о нем клиентов или посмотреть, как они будут с ним работать.

Поэтому нужно разработать прототип, или минимально жизнеспособный продукт (MVP). С помощью серии спринтов (которые длятся, как правило, по две недели) команда разработчиков собирает продукт, который уже можно показать клиентам и получить от них какую-то реакцию. Если идея провалится, то, по крайней мере, вы узнаете об этом быстро и без лишних трат — и в процессе, возможно, обнаружите новую идею. А если идея окажется успешной, можно быстро выпускать новые итерации, чтобы создать еще более качественный продукт.

Напротив, в «работе начиная с конца» ключевую роль играет планирование. Эта методология зародилась в 2004 году, когда Amazon убедилась в успехе своей стратегии в электронной коммерции и начала активно искать новые возможности с большим потенциальным рынком. Как нужно было это делать?

Вместо того чтобы сразу разработать потенциальный продукт (как это предлагает эджайл-подход), компания решила «торопиться медленно». Генеральный директор Джефф Безос часто называл себя «директором по замедлению»: когда его команды слишком быстро переходили к работе над кодом, не определив проблему клиента и не найдя элегантное решение-продукт, он вмешивался и останавливал их.

При «работе начиная с конца» сначала нужно составить полное представление о предлагаемом продукте и сформулировать его в виде письменного пресс-релиза. Разработчики и продакт-менеджеры считали это неправильным и даже противоестественным: им хотелось поскорее начать писать код. Команды тратили на пресс-релиз о запуске по несколько недель или даже месяцев — и параллельно разрабатывали FAQ, чтобы объяснить коллегам, клиентам и начальству, как Amazon сможет реализовать это прекрасное предложение по доступной, но выгодной цене. И только когда эти документы устраивали менеджеров, можно было начинать писать код и собирать продукт.

Методология прижилась, и в Amazon до сих пор работают начиная с конца: сначала думают, как порадовать покупателей, даже если прямо сейчас у них нет необходимых возможностей для этого продукта. Электронная книга Kindle, облачные сервисы AWS, голосовой ассистент Echo и Alexa — все они родились из работы «начиная с конца», когда у Amazon еще почти не было опыта в производстве девайсов или создании серверов для хостинга. Тем не менее все эти продукты стали хитами. Постепенно у каждого из них появились конкуренты, но все они сохраняют большую долю рынка.

Скорость — это не главное

Основная проблема эджайл-подхода в том виде, как его используют многие компании, заключается в том, что из-за его невероятного темпа разработчики склонны избегать определенных задач. Им нужно сделать продукт с минимальным функционалом всего за несколько недель, так что они не задумываются, каким именно он должен быть. Хуже того: по нашему опыту, они часто идут на два типа компромиссов.

Полная версия статьи доступна подписчикам
Вы уже подписаны?
Тогда авторизуйтесь
советуем прочитать
Кого опасается Facebook
Джеффри Тоусон
Контроль для галочки
Хуэй Чэнь,  Юджин Солтес