Что делают хорошие лидеры, когда приходят на смену плохим | Harvard Business Review Russia
Управление изменениями

Что делают хорошие лидеры, когда приходят на смену плохим

Эндрю Блам
Что делают хорошие лидеры, когда приходят на смену плохим
MirageC/Getty Images

Все новые руководители, занимающие должность после увольнения предшественника, сталкиваются с одной и той же проблемой: им нужно разбираться с достижениями и неудачами уходящего лидера. Если он был успешен, вас будут оценивать в сравнении с ним.

Но если вы приходите на смену плохому или неоднозначному лидеру, возможно, вам придется взять на себя ответственность за его ошибки — и одновременно разработать новую стратегию. Плохое лидерство может навредить любой организации, будь то правительство или компания из списка Fortune 500, и новым лидерам часто приходится принимать решительные меры, чтобы спасти свою компанию, — но здесь важно не выплеснуть с водой ребенка. Наконец, работать нередко приходится с разуверившимися и уставшими командами.

Даже самым опытным лидерам сложно иметь дело со всеми этими проблемами одновременно. Как коуч и консультант, я помог десяткам руководителей справиться с этой задачей. У некоторых все получалось, но я видел и сложные случаи, даже если лидеры приступали к работе с наилучшими намерениями. Впрочем, несколько базовых приемов помогут компании не только отойти от проблем неудачного руководства, но и трансформировать свою структуру и помочь всем сотрудникам достичь своего потенциала.

1. Признайте достижения прошлого лидера

Хорошие лидеры проводят границу между прошлым и будущим. Многие проводят эту границу, полностью игнорируя своего предшественника — или, еще хуже, обвиняя его во всех ошибках и проблемах компании. Это особенно соблазнительно, если у предшественника плохая репутация.

Но хорошие лидеры признают факты прошлого и понимают: каким бы плохим ни был прошлый руководитель, кое-что ему все же удалось. Скорее всего, некоторые из ваших сотрудников поддерживают прошлое руководство, и не все согласятся по вопросам о том, что пошло не так и что нужно менять. Новый руководитель должен признать все хорошее, что было сделано предшественником, но в то же время не стесняться говорить о травме и вреде, который он нанес компании.

Иногда причина расставания не слишком ужасна, но ее все равно нужно проговорить. Например, недавно я помогал большой транснациональной компании в период смены CEO. Из-за пандемии дела в компании шли не лучшим образом, в результате пришлось резко менять бизнес-стратегию. Совет директоров решил, что прошлый CEO не слишком для этого подходит.

Во время переходного периода новый CEO не переставал благодарить своего предшественника за то, как он развил компанию и к каким успехам он ее привел, — просто он хуже подходил для задач, которые придется решать в будущем.

Успешное лидерство — это поиск баланса между двумя, казалось бы, противоположными истинами. Конечно, ваш предшественник не был бездельником, но в то же время он не был (и вряд ли стал бы в дальнейшем) эффективным руководителем. Хороший лидер должен признавать оба этих факта — прямо, искренне и честно.

2. Освободите место для будущего, создав возможности для прощения

За большинством неудачных действий лидеров стоят благие намерения. Ведь иногда даже самые благонамеренные действия приводят к непредусмотренным последствиям или к прямому вреду.

Чтобы признать разницу между намерениями и результатами прошлого лидера, иногда достаточно сказать: «Я понимаю, что прошлое руководство желало для компании самого лучшего, но их методы (подход, стиль) не сработали».

Полная версия статьи доступна подписчикам
Вы уже подписаны?
Тогда авторизуйтесь
советуем прочитать
Сканворд для лидера
Мясоедов Сергей
Темная сторона харизмы
Томас Чаморро-Премузик