Ломать и строить | Большие Идеи

・ Управление изменениями

Ломать
и строить

Письмо главного редактора HBR Россия

Автор: Марина Иванющенкова

Ломать и строить

читайте также

Подрыв ради прорыва

Марина Иванющенкова

Пора дать людям настоящую передышку

Эми Блэнксон

Спасет только честность

О’Тул Джеймс,  Уоррен Беннис

«Дурацкое название?»: что не так с новым брендом Facebook

Дениз Ли Йон

«Построенные навечно» — так называется вышедший в 1994 году бестселлер Джима Коллинза. В этом названии заключена заветная мечта многих предпринимателей о процветании бизнеса на долгие годы. Однако незыблемость бизнес-моделей и методов работы смертельно опасны для компаний, тем более в ХХI веке. Не бывает успешных организаций, которые следуют выбранному маршруту, не рассматривая альтернативные пути. Чтобы «построить навечно», бизнес нужно постоянно трансформировать, даже если дела идут хорошо.

Основатель софтверной компании Qualtrics Райан Смит говорит, что одна из самых трудных задач в бизнесе, как и в жизни, — разрушить уже сделанное, чтобы стать еще лучше. Эта фирма родилась в подвале дома Смита и поначалу предлагала продукт для узкой аудитории. Потом Qualtrics несколько раз меняла бизнес-модель, причем в самые удачные для компании моменты. В результате фирма сильно выросла, и ИТ-гигант SAP купил ее за $8 млрд. А в начале этого года в ходе IPO Qualtrics оценили уже в $27,3 млрд.

Джим Коллинз, анализируя причины долголетия успешных компаний (большинство из них, кстати, здравствует до сих пор), выделяет общую черту — все они обладают видением будущего. Это необходимое условие для успеха и сегодня. Чем раньше руководители заметят перспективные тренды и начнут перемены, тем лучше. Скорость внедрения технологий сейчас критична, поэтому на смену монументальным структурам приходят проектно-ориентированные организации. Проектный менеджмент, уверен ведущий мировой эксперт в этой области Антонио Ньето-Родригес, становится новым двигателем экономики. Согласно прогнозам, к 2027 году управление проектами охватит около 88 млн сотрудников во всем мире.

Серьезное препятствие на пути к переменам — человеческая природа. Новаторов может подвести излишний оптимизм или, наоборот, страх и неуверенность. В 1974 году инженер Kodak Стивен Сассон придумал устройство, позволяющее передавать изображение в цифровом виде. Он настолько вдохновился своей идеей, что не продумал детали презентации, и руководство компании не дало инновации ход. Но есть и масса противоположных примеров. Джефф Безос, несмотря на сомнения, ушел из хедж-фонда, чтобы запустить книжный интернет-магазин. А Джимми Уэйлс после провала онлайн-энциклопедии создал «Википедию». Умение выбираться из психологических ловушек — пожалуй, самый важный навык для тех, кто хочет строить бизнес надолго. 

Об авторе. Марина Иванющенкова — главный редактор.