Стимулятор для менеджера | Большие Идеи

・ Управление изменениями
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Стимулятор
для менеджера

Автор: Пиблз Эллен

Стимулятор для менеджера

читайте также

Цифровой подрыв: опыт выживания крупных компаний

Джулиан Биркиншоу

Траектории больших карьер

Бонет Росио,  Каппелли Питер,  Моника Хамори

Контекст, конъюнктура, культура

Why Crisis is Good For Management

Сегодня вашим сотрудникам доступны медикаменты, способные не только эффективно лечить некоторые виды депрессии, но и существенно изменять характеристики личности, причем в направлении, благоприятном для бизнеса. Прежде всего это селективные ингибиторы обратного захвата серотонина (SSRI) вроде Prozac. В своем бестселлере “Слушая Prozac” (Listening to Prozac) Питер Креймер рассказал о двух пациентах, которые, пройдя курс лечения препаратом, заметно изменились, поднявшись “выше среднего уровня”: они стали увереннее в себе и искуснее в заключении сделок, их способность к социальной адаптации в целом выросла. Одна из пациенток, избавившись от депрессии, попросила увеличить ей дозу препарата - она считала, что это позволит ей увереннее говорить с начальством о повышении по службе.

Брайан Кнутсон из Стэнфорда и его коллеги из Психиатрического института Лэнгли Портера анализировали кратковременные эффекты при воздействии SSRI на людей без каких-либо психологических отклонений. В течение месяца одна группа испытуемых ежедневно получала Paxil, вторая – плацебо. Затем и те и другие участвовали в проведении сложных переговоров. Оказалось, что люди, принимавшие Paxil, действовали успешнее тех, кто получал плацебо, – возможно, из-за того, что были настроены более доброжелательно.

Итак, перед нами открывается соблазнительная перспектива. Готовясь к завершению важной сделки, позаботьтесь о том, чтобы сотрудники, ведущие переговоры, принимали нужные лекарства, – ведь неизвестно, какими средствами пользуется другая сторона. Исследуя эти аспекты, Креймер размышлял о том месте, которое “косметическая психофармакология” (этот термин он сам и ввел) могла бы занять в мире бизнеса. Действительно, кто бы отказался подняться “выше среднего уровня”? Кому не хотелось бы стать более собранным и оптимистичным, более искусным в общении? “Ко мне часто обращаются с подобными просьбами, – говорит Джо Гленмаллен, психиатр из Гарварда. – Однако именно для этих целей я бы не стал рекомендовать такие препараты”.

Креймер отмечает, что пациенты пока не обращаются к нему за лекарствами без реальной нужды. Он объясняет это боязнью побочных эффектов (многие из принимающих Prozac жалуются, в частности, на сексуальные проблемы). Что касается аналогичных препаратов, например Zoloft и Celexa, то для них характерен эффект отмены: если внезапно прекратить прием или пропустить несколько доз, последствия оказываются очень болезненными. Кроме того, как и в случае с косметической хирургией, человеку, рассматривающему возможности косметической психофармакологии, особенно трудно побороть страх потерять свой естественный темперамент. Креймер называет еще одну причину скептического отношения к таким средствам – это позиция, которую покойный Джералд Клерман назвал фармакологическим кальвинизмом. “Согласно исследованиям, пациенты часто принимают меньше лекарств, чем прописывают доктора, – отмечает Креймер. – Люди не хотят принимать медикаменты”.

Для бизнеса эта проблема серьезнее, чем употребление лекарств без необходимости. Потери рабочего времени по причине депрессии дорого обходятся компаниям: только в США объем таких потерь составляет в год 31–44 млрд долларов. “По меньшей мере, в половине случаев депрессии не принимается никаких лечебных мер, – констатирует Джоанна Вольпе-Вартанян, психотерапевт из Бруклина (Массачусетс). – Служащие не решаются воспользоваться полагающимися им медицинскими услугами, боясь, что начальство посмотрит на это косо”.

Когда психофармакологию станут воспринимать не как средство решения проблем, а как способ получения преимущества, ситуация изменится. У спортсменов есть стероиды, у военных летчиков – предстартовые таблетки. Неужели амбициозные менеджеры захотят оказаться хуже остальных?