Новый очаг потребительских инноваций* | Большие Идеи

・ Управление изменениями
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Новый очаг
потребительских инноваций*

Автор: Хиппель фон Эрик

читайте также

Виртуальный мир как кузница руководящих кадров

Малоун Томас,  О’Дрисколл Тони,  Ривз Байрон

Скрытые риски ИТ-проектов

Будзиер Александер,  Фливбьерг Бент

Непотизм: неписаные правила (не)корпоративного мира

Джилл Коркиндейл

Как навести порядок в данных по методу Мари Кондо

Кон Лионг

Недавно один крупный автомобильный концерн представил группе журналистов и автолюбителей свою программу инноваций на ближайшие десять лет. Во время презентации некоторые из присутствующих едва сдерживали эмоции. Наконец кто-то не выдержал: «Нововведения, о которых вы все еще только мечтаете, люди уже давным-давно реализовали. Очнитесь! Выйдите на парковку и посмотрите, чем мы оборудуем свои машины!»

Представители концерна не знали, как реагировать. Они ведь не могли сказать: «Не суйте свой нос, куда не следует, сидите и ждите, пока мы изучим ваши нужды и создадим новые модели!»

Во многих отраслях промышленные инновации уступают место инновациям потребительским: клиенты придумывают, разрабатывают, испытывают и даже выпускают новые продукты. Они не просто рассказывают компаниям о своих желаниях — они изобретают и зачастую сами создают то, что им нужно.

Революционное медицинское оборудование (например, аппарат «сердце-легкие» и автоматический дозатор лекарств) было разработано ведущими практикующими врачами, а вовсе не компаниями-производителями, а новаторские пищевые продукты (энергетические напитки и гели) — спортсменами-любителями. Пользователи все чаще предлагают новые идеи, и некоторые фирмы стараются извлечь из этого выгоду. А что же власти?

Казалось бы, при чем тут власти? Какое отношение они имеют к разработке, скажем энергетического геля? Оказывается, прямое. Правительство всегда тем или иным способом пыталось воздействовать на процесс внедрения инноваций. Руководство большинства стран (как развитых, так и развивающихся) считает инновации важнейшим фактором экономического роста и тратит на их поддержку определенную часть госбюджета.

Обычно это выражается в грантах на научные исследования или налоговых льготах для промышленных разработчиков. Все понимают, что необходимо уделять внимание технологиям. Однако недавнее исследование показало: неудачный запуск 70—80% новых продуктов объясняется не устаревшими технологиями, а плохим пониманием нужд клиентов. И появление потребительских нововведений это только доказывает.

Правительство Дании оперативно отреагировало на изменение рынка инноваций. В 2005 году оно первым в мире официально провозгласило «поддержку пользовательских инноваций» приоритетным направлением своей деятельности.

Подобно другим странам, Дания всегда связывала нововведения с развитием технологий. Но небольшая страна с ограниченными ресурсами — слабый игрок на поле исследовательских инвестиций. Поняв это, государство изменило подход к инновациям — новая стратегия поддерживает множество программ: от исследований нужд клиентов до поиска и отбора потребительских инноваций, которые можно развивать промышленным способом. Датские школы бизнеса будут изучать удачные программы, а затем поделятся сведениями с заинтересованными датскими компаниями.

В рамках этой правительственной программы в 2005 году была открыта Датская лаборатория пользовательских инноваций. Ее сотрудники — в основном преподаватели Копенгагенской и Орхусской школ бизнеса — действуют по методике, впервые примененной в Массачусетском технологическом институте десять лет назад. Революционные продукты и технологии, которые создаются в Лаборатории при участии разработчиков из фирм-новаторов (например, Bang & Olufsen, LEGO и Novo Nordisk), проходят дальнейшие испытания в партнерских компаниях.

Дания — первая страна, которая привела свою политику в области инноваций в соответствие с требованиями времени. Если она добьется успеха в этом начинании, ее примеру последуют и другие государства.