В поисках критически мыслящих людей | Большие Идеи

・ Управление изменениями

В поисках критически
мыслящих людей

Бизнесу сегодня категорически не хватает людей, обладающих не только знаниями и эрудицией, но и ментальными привычками критически мыслящих людей.

Автор: Елена Евграфова

В поисках критически мыслящих людей

читайте также

Как работают с вовлеченностью в «Полюсе»: от запроса на изменения до результата

Перестаньте оправдывать токсичных начальников

Стивен Кортрайт,  Трой Смит,  Чунхёк Йим,  Шон Макклин

Тест на совместимость

Марина Иванющенкова

Как продать блестящую идею

Элсбах Кимберли

Критически мыслящий человек в идеале «дотошен, хорошо информирован, разумно доверчив, не предубежден, гибок, справедлив в оценках, честно признает собственные слабости, рассудителен при принятии решений, готов пересмотреть свою точку зрения, имеет четкое представление о предмете, спокоен в сложных ситуациях, упорен в поисках нужной информации, разумен в выборе критериев, нацелен на познание и получение результатов, которые настолько точны, насколько этого требуют обстоятельства и предмет исследования», — утверждает группа экспертов, подготовившая «The Delphi Report».

Развитие технологий привело к необходимости сменить подходы в образовании. Старые, если ­упростить, предполагали, что нужно заложить в головы студентов сумму «незыблемых» знаний и «надежных» алгоритмов. Но что толку от знаний и алгоритмов — например, лучших бизнес-практик, если прорывные продукты теперь выламываются из привычных бизнес-схем один за другим? А в выигрыше оказывается тот, кто игнорирует авторитетные мнения.

Гарвардский профессор, эксперт номер один в мире по управлению инновациями Клейтон Кристенсен, как известно, не поверил в будущее iPod. Не менее скептически был настроен и Билл Гейтс. Вам достаточно двух таких мнений, чтобы не идти на рынок с сомнительным девайсом? При этом надо учесть, что для Стива Джобса Кристенсен был о-го-го какой авторитет! А что делать с компанией Uber, которая не просто предложила ни на что не похожий сервис, но все поставила с ног на голову и даже вызвала беспорядки во Франции? С какой из лучших практик свериться, чтобы сделать прогноз и найти подходы?

Допустим, мне пришла в голову идея бизнеса и я отправилась с ней к инвестору в дорогом костюме и с хорошим дипломом. «По сути — это электронный кошелек и одновременно социальная сеть, он помогает быстро одалживать деньги у друзей и быстро их возвращать, — начинаю я. — Например, ассистент редакции HBR собирает по 200 рублей на день рождения коллеги. И я, вместо того чтобы искать наличные, посылаю ей сообщение: “200 рублей для Маши’’. Дело сделано — деньги в ее электронном кошельке». «Ну и?.. В чем фишка?» — спрашивает эксперт. «Фишки две, — отвечаю я. — Во-первых, в молодежной среде теперь не круто пользоваться наличными, во-вторых, кошелек совмещен с социальной сетью и мои друзья видят, кому я перевожу деньги».

С точки зрения алгоритмов, которые «дорогой костюм» изучал в бизнес-школе, моя идея звучит дико. («Покажите мне статистику, подтверждающую тезис про наличные», «Кто на этом уже заработал миллиард?», «Дайте какое-нибудь исследование с цифрами, подтверждающее, что это круто — отдавать деньги на глазах у всех».) Тем не менее это описание Venmo — сервиса мобильных платежей, который сегодня развивается с невероятной динамикой. В Америке в молодежной среде даже появился глагол — to venmo. Пока непонятно, как это все монетизировать, надежда на то, что когда достаточно розничных компаний начнут принимать платежи сервиса и перечислять за это комиссию, история станет прибыльной. Но у Google, Amazon, Facebook тоже сначала все было плохо с монетизацией — это уже стало общим местом и изучается в бизнес-школах.

Как бы там ни было, бизнесу сегодня категорически не хватает людей, обладающих не только знаниями и эрудицией, но и ментальными привычками критически мыслящих людей. Их пока не очень умеют готовить вузы, а компании пока не умеют создавать среду, в которой критическое мышление процветало бы на пользу бизнесу. Нужны новые подходы.

* деятельность на территории РФ запрещена