Страдания юного аватара | Большие Идеи

・ Управление изменениями
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Страдания
юного аватара

Автор: Донат Джудит

читайте также

Офис как место для тусовки

Бен Уэйбер,  Дженнифер Магнольфи,  Линдси Грэг

Акцент делу не помеха?

Фридегер Марша,  Хуань Лора

Ваш метод сортировки данных

Уэйнбергер Дэвид

Социальная самоидентификация

Дмитрий Жуков

В виртуальных вселенных вроде Second Life и There.com уже миллионы «жителей», и у каждого есть свой образ-аватар, через который человек общается, изучает игровой мир и занимается бизнесом. Виртуальные миры чрезвычайно привлекательны хотя бы потому, что там можно встречаться со множеством людей. По своей природе мы существа общественные, а значит, для нас большое значение имеют поведение и настроение окружающих, даже если речь идет всего-

навсего о виртуальных персонажах.

Однако пока аватары почти не умеют выражать эмоции. Персонажи могут подходить друг к другу, разговаривать — но при этом они таращатся в пустоту, а ведь недалек тот день, когда виртуальные миры станут важным центром социальной и деловой жизни. Поэтому вопрос о том, как заставить аватары чувствовать, обретает особый смысл. Нужно научить их поддерживать зрительный контакт, улыбаться, проявлять интерес или скуку.

Но как мы хотели бы выглядеть в виртуальном мире? Скоро у нас будет большой выбор аватаров, умеющих проявлять разные чувства. Например, они могут быть очень милыми, но неестественными или, наоборот, слишком раскованными и открытыми.

В разговоре лицом к лицу наши мысли и чувства получают зримое воплощение. Пристальный взгляд означает внимание, плотно сжатые губы — гнев. Язык мимики универсален, но мы умеем его «подделывать»: мы изображаем внимание, когда нам скучно, или сидим с каменными лицами на очень важных для нас переговорах. Это несоответствие внутреннего и внешнего нужно нам не только чтобы кого-то обмануть, но и чтобы скрыть свои мысли и соблюсти приличия.

Совсем скоро составление эмоционального портрета персонажа станет обычным делом. Сейчас мы выбираем нужный канал связи — видеоконференцию, телефон, электронную почту, SMS-сообщения — в зависимости от наших задач. Решая, какой должна быть эмоциональная достоверность аватара, мы, скорее всего, будем пользоваться всей «палитрой достоверности», как я ее называю.

Например, можно положиться на компьютерную программу, отвечающую за визуализацию персонажа: она будет сама управлять его жестами и выражением лица. Выглядеть аватары будут вполне убедительно даже в деталях, но заведовать ими будет система, а не пользователь. Покупаешь эмоциональную оболочку — и получаешь стиль аватара по вкусу, например «сухую деловитость», «европейскую элегантность» или «необузданное бунтарство». Этот метод хорош для виртуальных вечеринок, презентаций, профессиональных сборищ.

В современных онлайн-мирах доминирует репрезентативный подход: пользователь управляет эмоциями своего персонажа с помощью команд, которые вводит с клавиатуры или выбирает в меню. Есть и экспериментальные системы, которые автоматически считывают мимику и жесты человека и привязывают к ним поведение аватара. Когда пользователь смеется, озадачен или скучает, его образ воспроизводит те же эмоции. Такой метод уместен при более близком виртуальном общении, он позволяет участникам выбирать между искренним и «закрытым» поведением — совсем как в реальной жизни.

Наконец, аватар может передавать ваши переживания через жесты и выражение лица даже достовернее, чем вы сами. Иногда системы, которые позволяют добиться этого эффекта, работают по довольно простому принципу, например реагируют на кожно-гальванические рефлексы (то есть, они следят, не вспотели ли ваши ладони). Здесь же могут найти применение перспективные технологии, которые интерпретируют эмоциональную деятельность мозга. Этот принцип уместен в тех случаях, когда особенно важно достичь взаимопонимания. Например, с помощью этой технологии вы можете быст­ро оценить реакцию группы на новые идеи. Не исключено, что при этом откроется такое богатство эмоций, что сотрудничество в виртуальной среде станет даже более тесным, чем в реальной. Подобные технологии пригодятся и при общении с конкурентами. Если, например, во время переговоров одна сторона предложит перейти на более «откровенные» аватары, а партнеры откажутся, это вызовет сомнение в их искренности.

Системы по считыванию мыслей еще весьма далеки от коммерческой реализации. Но это не значит, что думать об эмоциональной открытости в виртуальном мире пока рано. Вы хотите жить в солипсической «стране чудес», где все прекрасны и изысканны, или все же для вас важнее понимать собеседника? В какой ситуации вам будет выгодно раскрыть эмоции участников группы? И когда вас устроило бы нечто среднее между открытостью и сдержанностью, столь характерное для повседневной жизни?