Страдания юного аватара | Большие Идеи

・ Управление изменениями
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Страдания
юного аватара

Автор: Донат Джудит

читайте также

Советы тем, кто не может работать без вдохновения

Кристи Хеджес

Поставки как стратегия

Низен Карлос,  Уэллер Вулф

Стратегия: когда меньше значит лучше

Рон Ашкеназ

В ожидании Брексита

Грегори Твейтс,  Николас Блум,  Павел Сметанка,  Пол Мизен,  Скарлет Чен,  Филип Бунн

В виртуальных вселенных вроде Second Life и There.com уже миллионы «жителей», и у каждого есть свой образ-аватар, через который человек общается, изучает игровой мир и занимается бизнесом. Виртуальные миры чрезвычайно привлекательны хотя бы потому, что там можно встречаться со множеством людей. По своей природе мы существа общественные, а значит, для нас большое значение имеют поведение и настроение окружающих, даже если речь идет всего-

навсего о виртуальных персонажах.

Однако пока аватары почти не умеют выражать эмоции. Персонажи могут подходить друг к другу, разговаривать — но при этом они таращатся в пустоту, а ведь недалек тот день, когда виртуальные миры станут важным центром социальной и деловой жизни. Поэтому вопрос о том, как заставить аватары чувствовать, обретает особый смысл. Нужно научить их поддерживать зрительный контакт, улыбаться, проявлять интерес или скуку.

Но как мы хотели бы выглядеть в виртуальном мире? Скоро у нас будет большой выбор аватаров, умеющих проявлять разные чувства. Например, они могут быть очень милыми, но неестественными или, наоборот, слишком раскованными и открытыми.

В разговоре лицом к лицу наши мысли и чувства получают зримое воплощение. Пристальный взгляд означает внимание, плотно сжатые губы — гнев. Язык мимики универсален, но мы умеем его «подделывать»: мы изображаем внимание, когда нам скучно, или сидим с каменными лицами на очень важных для нас переговорах. Это несоответствие внутреннего и внешнего нужно нам не только чтобы кого-то обмануть, но и чтобы скрыть свои мысли и соблюсти приличия.

Совсем скоро составление эмоционального портрета персонажа станет обычным делом. Сейчас мы выбираем нужный канал связи — видеоконференцию, телефон, электронную почту, SMS-сообщения — в зависимости от наших задач. Решая, какой должна быть эмоциональная достоверность аватара, мы, скорее всего, будем пользоваться всей «палитрой достоверности», как я ее называю.

Например, можно положиться на компьютерную программу, отвечающую за визуализацию персонажа: она будет сама управлять его жестами и выражением лица. Выглядеть аватары будут вполне убедительно даже в деталях, но заведовать ими будет система, а не пользователь. Покупаешь эмоциональную оболочку — и получаешь стиль аватара по вкусу, например «сухую деловитость», «европейскую элегантность» или «необузданное бунтарство». Этот метод хорош для виртуальных вечеринок, презентаций, профессиональных сборищ.

В современных онлайн-мирах доминирует репрезентативный подход: пользователь управляет эмоциями своего персонажа с помощью команд, которые вводит с клавиатуры или выбирает в меню. Есть и экспериментальные системы, которые автоматически считывают мимику и жесты человека и привязывают к ним поведение аватара. Когда пользователь смеется, озадачен или скучает, его образ воспроизводит те же эмоции. Такой метод уместен при более близком виртуальном общении, он позволяет участникам выбирать между искренним и «закрытым» поведением — совсем как в реальной жизни.

Наконец, аватар может передавать ваши переживания через жесты и выражение лица даже достовернее, чем вы сами. Иногда системы, которые позволяют добиться этого эффекта, работают по довольно простому принципу, например реагируют на кожно-гальванические рефлексы (то есть, они следят, не вспотели ли ваши ладони). Здесь же могут найти применение перспективные технологии, которые интерпретируют эмоциональную деятельность мозга. Этот принцип уместен в тех случаях, когда особенно важно достичь взаимопонимания. Например, с помощью этой технологии вы можете быст­ро оценить реакцию группы на новые идеи. Не исключено, что при этом откроется такое богатство эмоций, что сотрудничество в виртуальной среде станет даже более тесным, чем в реальной. Подобные технологии пригодятся и при общении с конкурентами. Если, например, во время переговоров одна сторона предложит перейти на более «откровенные» аватары, а партнеры откажутся, это вызовет сомнение в их искренности.

Системы по считыванию мыслей еще весьма далеки от коммерческой реализации. Но это не значит, что думать об эмоциональной открытости в виртуальном мире пока рано. Вы хотите жить в солипсической «стране чудес», где все прекрасны и изысканны, или все же для вас важнее понимать собеседника? В какой ситуации вам будет выгодно раскрыть эмоции участников группы? И когда вас устроило бы нечто среднее между открытостью и сдержанностью, столь характерное для повседневной жизни?