Московские авансы | Большие Идеи

・ Управление изменениями


Московские авансы

Вполне вероятно, что в ближайшие пять лет Москва сможет войти в круг избранных городов и переживет самое крупное в своей ­истории ­нашествие европейских компаний. Главное — устранить слабые места: недостаток квалифицированных специалистов, трудность доступа к рынкам, потребителям и клиентам, низкий уровень телекоммуникаций, плохое транспортное сообщение.

Автор: Фалалеев Дмитрий

Московские авансы

читайте также

«Они заразились»: как относятся к людям c диагнозом Covid-19

Валери Эрншоу

Тихий бунт

Чупров Краснослав

Лицо большого города

Гусинская Ирина

Думай о хорошем

Елена Евграфова

Деловой Меккой Европы справедливо считают Лондон. Многие в России хотели бы, чтобы и Москва стала цент­ром мирового бизнеса. Нет нужды объяснять, чем хороша глобализация: это и приток инвестиций, и рабочие места, и крепкие международные связи. Иностранный бизнес все благо­склоннее к нашей столице — «вино­ват» развивающийся российский рынок. Возможно, в ближайшие пять лет Москва переживет самое крупное в своей истории нашествие европей­ских компаний. Это поможет ей войти в круг избранных городов. Главное — устранить слабые места.

Московские перспективы и точки роста продемонстрировал «Обзор европейских городов» 2007 года. Это рейтинг лучших для бизнеса мегапо­лисов Старого Света, который по заказу международного агентства недвижимости Cushman & Wakefield ежегодно составляет исследовательская компания TNS. Анализ проводят на основе телефонных интервью с топ-менеджерами пятисот ведущих европейских компаний. Учитываются двенадцать основных факторов, на которые обращает внимание бизнес, определяя направление экспансии. Отвечая на каждый вопрос, человек называет в порядке возрастания три самых привлекательных города. У каждого вопроса свой вес: в зави­симости от важности фактора (в таблице на стр. 24 показано, как респонденты расположили эти факторы­ в 2007 го­ду). Баллы сум­мируются, и все города сводятся в единый лист.

Победителем 2007 года стал Лон­дон­. Москва заняла 31-е место из 33 возможных. Впрочем, обо всем по порядку. Сначала ­европейские менеджеры ответили на пару об­щих вопро­сов­, определив самые извест­ные биз­нес-локации. Чаще всего ­называли Лондон (86%), затем Париж (81%) и Барселону (68%). Москве ­выпало 25-е место (31%). Это не так плохо: в прош­лом году о российской столице вспомнило лишь 28% опрошенных. При этом шесть человек посчитали, что Москва стремится стать привлекательнее для бизнеса. Этих стараний хватило, чтобы занять 10-е место в списке городов, ­которые «работают над собой». Лучше­ всех это получа­ется у Барселоны: за нее проголо­совал­ 21 человек.

Затем респонденты оценили 33 го­рода по двенадцати главным ­критериям. Самое главное достоин­ство города в глазах европейских менеджеров — наличие квалифицированных специалистов. В Москве, при пока весьма скромных результатах, все-таки ситуация изменяется: с 32-го места, присужденного ей в 2006 году, в нынешнем она перебралась на 21-е. Первым стал Лондон.

По легкости доступа к рынкам, по­требителям и клиентам наша столица занимает 19-е место (22-е в 2006 году). Лидирует снова Лондон, за ним следуют Париж и Франкфурт.

Не остались незамеченными проб­лемы с ­дорогами. Мо­сква стала 26-й по качеству междуго­родного и ­международного транспортного сообщения (27-е в 2006 го­ду). А ведь это один из ключевых ­показателей. Первый опять Лондон.

С уровнем телекоммуникаций дела обстоят хуже. За год Москва потеряла три позиции и с 28-го спустилась на 31-е место. Первые три строки занимают Лондон, Париж и Франкфурт.

А вот с точки зрения затрат на персонал Москва кажется иностранцам привлекательной: у нас хоть и несчаст­ливое, но вполне приличное 13-е ме­сто (правда, в прошлом году было 9-е). В Восточной Европе в этом году вообще самые приемлемые затраты на сотрудников: лидирует Бухарест, второе место у Варшавы.

Европейцы посчитали, что москов­ские власти могли бы быть вниматель­нее к их компаниям: после 18-го места в рейтинге лояльности государства к бизнесу 2006 года наше нынешнее 27-е выглядит особенно жалко. А самые заботливые власти в Дублине.

Респондентам не понравились цены на коммерческую недвижимость в Москве: российскую­ столицу поставили на 27-е место (25-е в 2006 году). А на первом — Варшава.

Вызвало нарекания и само качество офисной недвижимости. В результате по этому показателю Москва занимает 31-е место (28-е в 2006 году). Лучшие офисы — в Берлине.

Русский язык считается одним из самых сложных. Видимо, поэтому Москва на 27-м месте в списке приемлемых с языковой точки зрения городов. Лидирует Лондон. Неудивительно: английский давно получил статус международного.

В рейтинге городов, по которым легче всего перемещаться, Москва с ее диким траффиком на 32-м месте (31-е в 2006 году). Первый опять Лондон. Стоит присмотреться к лондон­ским методам борьбы с пробками.

Большинство опрошенных счита­ет, что качество жизни в Москве могло бы быть лучше. В соответст­вующем рейтинге наша столица на предпо­следнем 32-м месте (31-е в 2006 го­ду)­. Первая Барселона.

В списке экологически чистых городов Москва и вовсе оказалась последней — 33-е место. Москвичей этим, пожалуй, не удивить. Лучше всего дела с экологией обстоят в Стокгольме, что тоже не новость.

Кроме двенадцати ключевых при экспансии факторов европейские менеджеры отметили несколько вторичных. По такому фактору, как ­наличие хороших гостиниц, Москва не вошла даже в десятку. Первым стал Лондон, закрывает топ-10 Вена.

Самым интересным для нас стал рейтинг потенциальных объектов экс­пансии. На первом месте Москва­: 63 из 500 компаний планируют открыть у нас свои представительства или торговые предприятия, наладить производство. Это внушительная циф­ра: за ближайших соперни­ков, Пра­гу и Будапешт, проголосовали 45 и­ 44 человека. Европейские компании привлекает развивающийся рынок. Их стремление в ближайшее­ время обосноваться в Индии и Китае подтверждает это.

Несмотря на отпущенные Москве авансы, ей еще есть куда расти. Лондон стал лучшим в шести ­категориях, в том числе в четырех главных: здесь самые квалифицированные сотрудники, легкий доступ к ­рынкам, отличные телекоммуникации и транспортное сообщение. Европейским менеджерам это больше всего и нужно. А Москва в соответствующих рейтингах в хвосте — 21-м, 19-м, 31-м и 26-м местах. Радует, что три из них отражают изменения в лучшую сторону, хотя пока и слабые. Возможно, обратив особое внимание на точки роста, Москва станет привлекательнее для бизнеса. Про хорошие гостиницы тоже не стоит забывать.