Миф об озарении | Большие Идеи

・ Управление изменениями
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Миф
об озарении

Автор: Эванс Харолд

читайте также

«Получили мое сообщение?»: что делать, если рабочая переписка вызывает у вас страх и ненависть

Эрика Дхаван

Мариэтта Чудакова

Анна Натитник

Хватит контролировать действия своих бывших сотрудников

Джеймс Бессен

Как дизайн-мышление может повысить безопасность производства

Дипа Бачу

Инновации, вершина человеческого воображения, — пожалуй, самая романтическая сторона бизнеса. А самая романтическая составляющая инновации — озарение, которое снисходит на первооткрывателя. Момент озарения («Эврика!») занимает столь важное место в бизнес-фольклоре, что заслоняет собой нечто гораздо более значимое — путь, который проходит изобретение, прежде чем становится рыночным товаром. Похоже, настало время развенчать миф об озарении, да и всю парадигму «революционного мышления» — и, хочется надеяться, это поможет компаниям в их поисках новых возможностей развития.

Миф об озарении, несомненно, привлекателен. Томас Эдисон, например, говорил, что сделать открытие очень просто, но при этом он, видимо, забывал о выведенном им же самим правиле: изобретение на 99% состоит из труда и только на 1% — из вдохновения.

«Однажды Эдисон сидел в лаборатории и рассеянно мял пальцами комок сажи, смешанной с дегтем (этот материал предназначался для нового динамика телефона). Пребывая в задумчивости, он не заметил, как раскатал комок в тонкую нить, которую позже применил в своей лампе накаливания» — так со слов Эдисона один корреспондент описывал историю изобретения электрической лампочки. Но из записных книжек Эдисона нам известно, что он с самого начала хотел использовать уголь, но затем предпочел платину, поскольку уголь слишком быстро сгорал. К идее угольной нити Эдисон вернулся лишь после того, как стал откачивать из колбы воздух.

Беда в том, что под воздействием мифа об озарении менеджеры и инвесторы переоценивают мощь инновационного потока и недооценивают усилия, которые требуются на то, чтобы создать на основе научного или технологического открытия рыночный продукт. Томас Уотсон-младший принадлежал к тем редким людям, которые способны реалистично смотреть на вещи и применять это умение на практике. В 1950-х годах Уотсон немало сделал для того, чтобы IBM перешла к производству компьютеров, скорость работы которых, как он писал , «превосходила наше понимание». Что заставляло его двигаться в этом направлении? Он брал пример с братьев Райт, стойко преодолевавших все новые и новые трудности, каждая из которых «грозила оставить их на земле». Первый полет братьев Райт под Китти-Хоком в 1903 году принято считать началом эры авиации. Однако потребовалось еще четыре года напряженной и скрытой от посторонних глаз работы, прежде чем изобретатели смогли продемонстрировать достаточно устойчивый полет, убедивший самых отъявленных скептиков в возможностях нового летательного аппарата.

Некоторые, казалось бы, очевидные инновации вынашивались еще дольше. Однажды 24-летний водитель Малколм Маклин, ожидая разгрузки тюков с хлопком, понял, что этот процесс можно ускорить. Но прошло 20 лет, прежде чем его идея реализовалась: первый разработанный им контейнеровоз Ideal X вышел из порта Ньюарка (штат Нью-Джерси) 26 апреля 1956 года. С этого началась глобализация.

Никто не мешает вам объявить свою компанию новаторской и поощрять творчество. Но постарайтесь провести для своих сотрудников семинар по истории бизнеса, обратите их внимание на то, что путь изобретателя — это бесконечная череда проб и ошибок. В качестве иллюстраций можете взять известные примеры из истории бизнеса и из вашего личного опыта. (Многие ли сотрудники знают, какие усилия потребовались, чтобы вывести на рынок основные продукты вашей компании? Ну а сами вы это знаете?) А если эти истории охладят пыл новаторов, расскажите им об изобретателе, которому пришлось перепробовать 3000 материалов (в том числе кедровую стружку, кокосовую мочалку, шпагат, леску, бамбук и картон), прежде чем он нашел два вещества, подаривших миру свет. Этим изобретателем был Томас Эдисон.