Защитите стратегически важные расходы
Дэвид Нортон , Роберт Каплан
В тяжелой экономической ситуации руководители обычно начинают сокращать расходы, не относящиеся к разряду первостепенных, — это их первая инстинктивная реакция. Но действовать огульно опасно, особенно если не проводить различий между текущими операционными расходами и финансированием долгосрочных стратегических программ. Пока кризис не угрожает существованию компании, руководитель должен бросить все силы на то, чтобы держать ее в тонусе, а не менять стратегические планы и не отправлять их под нож.
Чтобы помочь компаниям защитить и укрепить программы стратегического значения, мы предлагаем дополнить уже существующие категории капитальных и операционных расходов новой — стратегические расходы. Мы выяснили, что если не выделять их отдельно и специально не защищать, то менеджеры начнут относиться к ним как к необязательным. Перед руководителями стоят серьезные неотложные проблемы — ну как не перенаправить на их решение деньги, выделенные на стратегические проекты, или хотя бы их часть? Стремление быстро получить финансовые результаты — вот причина, по которой большинству организаций трудно проводить в жизнь свою стратегию.
Нам довелось работать с двумя компаниями, которые оградили свои стратегические расходы от подобных посягательств. В Nordea, ведущем банке Северной Европы, утвердили процедуру планирования и финансирования стратегических проектов. После ежегодного собрания, на котором корректируются стратегия компании, принципы и этапы ее реализации, утверждаются показатели эффективности, руководство определяет, за счет каких стратегических проектов удастся достичь поставленных целей. На каждый проект назначают куратора из числа топ-менеджеров, а финансирование выделяют по отдельной бюджетной статье. Кураторы ежемесячно отчитываются о ходе своих проектов перед исполнительным комитетом.