Как дизайн-мышление может повысить безопасность производства | Harvard Business Review Russia
Управление изменениями

Как дизайн-мышление может повысить безопасность производства

Дипа Бачу
Как дизайн-мышление может повысить безопасность производства

Рабочая сила в Индии составляет более 450 млн человек, более 50 млн из них заняты на производстве. В условиях масштабной быстроразвивающейся экономики небезопасные условия труда и методы работы представляют серьезную проблему. Цифры, представленные правительством, свидетельствуют, что в результате несчастных случаев на работе в 2019 году погибли по меньшей мере 47 тыс. человек, это вторая категория по уровню смертности после дорожных происшествий (и многие считают, что в национальном масштабе немало случаев может быть не отражено в этой статистике. Повышение безопасности труда является приоритетом для всех ответственных индийских организаций, несмотря на то что им часто с трудом удается поддерживать баланс между безопасностью и требованиями к производительности. Признавая эту затруднительную ситуацию, мы хотели понять, можно ли с помощью новых подходов к охране труда и обучения рабочих повысить их безопасность.

Диверсифицированная индийская компания ITC Limited, работающая в отрасли производства сигарет, табачной продукции и потребительских товаров, в гостиничном и агробизнесе, производстве упаковочных материалов, картона и специализированных бумажных изделий, решила воспользоваться услугами нашей компании, специализирующейся на методах дизайн-мышления. Многие годы в ITC вкладывают средства в активную борьбу с проблемами производственной безопасности, с тем чтобы привести методы работы в соответствие с мировыми стандартами. Но прогресс начал замедляться. Поиски новых путей, которые позволили бы продолжить двигаться к более безопасной рабочей среде — где в идеале несчастные случаи на производстве сведены к нулю — привели их в нашу компанию. Мы обсудили, как можно по-новому взглянуть на эту проблему с поведенческой точки зрения на основе методов дизайн-мышления.

Почему дизайн-мышление? В ITC понимают, что, хотя с помощью совершенствования процессов и передовой инфраструктуры можно уменьшить количество несчастных случаев, этих действий недостаточно. Несмотря на постоянную оценку безопасности, доступные стандартные операционные процедуры и регулярное обучение правилам безопасности несчастные случаи по-прежнему происходят. Примеры включают неправильное обращение с материалами и химическими веществами, попадание во вращающиеся механизмы и падение с высоты. За несколько месяцев совместной работы мы поняли, что необходимо лучше понять отношение сотрудников и менеджеров к безопасности и соответствующее поведение. Если говорить более конкретно, то ITC нужно было понять следующее:

1. Почему рабочие выбирают небезопасные варианты, даже когда знают, что могут пострадать.

 2. Почему рабочие активно не сообщают о небезопасных условиях труда, и почему менеджеры своевременно не исправляют эти условия.

Мы надеялись, что человекоориентированный принцип дизайн-мышления может помочь переформулировать эту проблему так, как не смогут только регулярные усовершенствования процесса. Мы начали работу с одного из крупнейших заводов ITC и сосредоточились на одном интегрированном подразделении.

Разработка подхода дизайн-мышления

Для глубокого и всестороннего анализа такой сложной темы, как безопасное поведение, наша компания использовала смешанную методологию исследования, сочетающую качественные и количественные методы. Мы начали оценку безопасности с опросника, который заполняли рабочие и менеджеры. При необходимости мы помогали членам команды пройти опрос.

Далее мы использовали подход, который называем методом сэндвича: он включает два раунда интервью. В первом раунде мы изучали осведомленность в вопросах безопасности и безопасных методах работы, а также анализировали, насколько приоритетной является производственная безопасность. Затем мы в течение многих часов наблюдали за работой менеджеров и сотрудников, стараясь оставаться незамеченными, чтобы они не чувствовали, что за ними наблюдают. Мы снова побеседовали с менеджерами и работниками, когда могли лучше понять разницу между тем, что они говорили и что в действительности делали. Так мы смогли точнее определить такие факторы, влияющие на безопасность, как осведомленность, поведение, контроль соблюдения, тенденции среди работников и приоритеты бизнеса.

После этого мы составили карту отношений, то есть применили визуальный метод, позволяющий отобразить мгновенные ассоциации, возникающие со словами, образами и фразами. Мы попросили рабочих и менеджеров отметить, что они думают о небезопасных действиях в их личной жизни (например, выпрыгнуть из движущегося автобуса или проехать на красный свет). Ассоциации, которыми они поделились напротив каждого слова, помогли нам лучше понять, что рабочие и менеджеры думают о безопасности, оценивая собственную терпимость к различного рода рискованным действиям. Так мы смогли лучше понять систему убеждений, влияющую на расстановку приоритетов в связи с безопасностью, их отношение и восприятие безопасности и производительности, а также динамику между различными уровнями организации и стейкхолдерами.

Получив общее представление об отношении к безопасности, мы начали экспериментировать, подталкивая рабочих к определенному поведению, чтобы увидеть, можно ли таким образом помочь им выбирать более безопасные варианты поведения, а менеджерам — более эффективно контролировать безопасность на рабочих местах. Например, мы провели эксперимент, в котором люди заранее обещали вести себя определенным образом: прямо принимаемые человеком обязательства чаще выполняются. Для этого эксперимента мы перечислили на доске известные небезопасные условия, и менеджеры пообещали к определенной дате решить проблемы. Это не только подтолкнуло менеджеров к выполнению обещаний в конкретные сроки, но и вдохновило рабочих активно сообщать о небезопасных условиях.

советуем прочитать

Об авторе

Дипа Бачу (Deepa Bachu) — соучредитель и CEO компании Pensaar Design.

Войдите на сайт, чтобы читать полную версию статьи
советуем прочитать
Кадры под цифрой
Юлия Фуколова
7 вещей, которые делают хорошие работодатели
Джеймс Хартер,  Джим Асплунд,  Питер Флейд