Как корпоративная разведка помогает компаниям управлять рисками | Harvard Business Review Russia
Управление изменениями

Как корпоративная разведка помогает компаниям управлять рисками

Пол Кольбе , Мария Робсон Морроу
Как корпоративная разведка помогает компаниям управлять рисками
Иллюстрация: Juan Moyano/Stocksy

В январе 2020 года члены небольшой команды глобальной технологической компании-поставщика финансовых услуг Fiserv начали отслеживать первые тревожные сигналы вспышки новой болезни в региональной столице Ухань в Китае. Они выделили несколько надежных медиаисточников и приступили к анализу информации исходя из сравнимых показателей, регистрируемых на ранних стадиях предыдущих вспышек подобных заболеваний, например, атипичной пневмонии. Анализ показал, что потенциальная эпидемия не за горами. Члены команды рекомендовали руководству воздержаться от командировок еще до того, как вирус был впервые обнаружен в США, и раньше, чем с подобными рекомендациями выступили большинство компаний и правительств. Сценарная оценка потенциальных последствий для здоровья людей и экономики позволила компании на ранней стадии вложить средства в защиту персонала и снизить риски, быстро переведя всех на удаленный формат работы.

Как Fiserv удалось заранее предвидеть надвигающуюся бурю, пока другие не обращали внимания на тревожные новости? У них была отдельная команда специалистов, занимавшихся геополитической аналитикой и разведывательной деятельностью. Именно они изучили обстановку и доложили руководству о растущем риске и его последствиях для бизнеса.

В мире противоречивой и дезориентирующей информации такой тип разведки помогает компании повысить свою осведомленность относительно киберугроз, рисков безопасности, политической нестабильности и других назревающих проблем. Мудрые бизнес-лидеры принимают решения, опираясь на данные разведки.

Слово «разведка» сильно нагружено. Многие путают это понятие с корпоративным шпионажем, описанным в книге Барри Майера «Spooked», где сотрудники частной разведки изображаются опасными изменниками. Бизнес действительно может переходить черту. Достаточно вспомнить пример eBay, преследовавшей блогеров, или Credit Suisse, где за сотрудниками следили частные детективы. Но это скорее плохие исключения.

Ежедневно специалисты частной разведки законно и этично помогают компаниям обходить проблемы, использовать возможности и принимать решения. Такие организации, как Ассоциация специалистов по оценке международных рисков, устанавливают стандарты и нормы профессионального поведения, а такие академические институты, как Мерсихерстский университет, выпускают новые поколения специалистов разведки, ориентированных на работу в частном секторе.

Компании инвестируют в безопасность и разведку, потому что это приносит прибыль. По словам Льюиса Саж-Пассана, ученого и исследователя из Университета Лафборо, изучающего частную разведку, такие команды обретают все большую популярность: практически все крупные компании либо уже имеют разведывательное подразделение, либо находятся в процессе учреждения такового.

Заглянуть за угол

Лучшие команды разведки помогают руководителям понять, что происходит и что может произойти дальше. Эрика Брешиа, до недавнего времени занимавшая пост главного операционного директора GitHub, так описала вклад команды разведки во время пандемии COVID-19: «Наша команда помогла нам выявить угрозы и эффективно донести информацию до разных аудиторий как внутри компании, так и за пределами национальных и культурных границ, чтобы наши сотрудники были в безопасности, а бизнес успешно работал».

Ей вторит и руководитель программы Microsoft Global Intelligence Лиз Мэлони: «Разведка — первый шаг к пониманию рисков… Наша миссия — помочь руководителям снизить риски и грамотно справиться с теми, которых нельзя избежать».

Опрос 94 специалистов разведки в частном секторе показал, что их должности часто создаются в ответ на «угрозу или кризис». После террористических актов, кибератак и кампаний по дезинформации многие организации с некоторым опозданием осознали, что небольшие инвестиции в проактивную осведомленность принесут больше, чем запоздалая и дорогостоящая реакция на непредвиденные проблемы.

Ярким примером может послужить террористическая атака 2013 года на совместное предприятие BP, Statoil, Sonatrach в Ин-Аменасе, Алжир. После этого BP и Statoil значительно усилили свои разведывательные подразделения, чтобы эффективнее выявлять скрытые угрозы.

Снижение риска и анализ

Разведка может давать компании конкурентное преимущество, обеспечивая возможности работать там, где другие действовать боятся. В среде с высоким уровнем угрозы сильная разведка помогает компании направлять ресурсы безопасности на наиболее релевантные риски. При выходе на новые рынки команды разведки помогают руководителям избежать сомнительных партнерств и перерасхода средств на безопасность при заключении сделки. «Сила в информации. С хорошей разведкой вооруженная охрана не нужна», — сказал нам один специалист по авиационной безопасности.

советуем прочитать

Об авторах

Пол Кольбе (Paul R. Kolbe) — директор Проекта разведки Белферовского центра при Гарвардской школе Кеннеди. Ранее занимал должность директора по разведке и анализу в BP, где сформировал общекорпоративную разведывательную службу, ориентированную на работу с геополитическими и стратегическими киберугрозами, а также поддержку коммерческой деятельности. Также Пол 25 лет служил оперативным офицером ЦРУ и ушел в отставку в должности старшего руководителя разведки.

Мария Робсон Морроу (Maria Robson Morrow) — координатор программы Проекта разведки Белферовского центра при Гарвардской школе Кеннеди. Имеет докторскую степень Северо-восточного университета, написала диссертацию на тему разведки в частном секторе. Мария входит в правление Ассоциации специалистов по оценке международных рисков. Ранее работала аналитиком в области безопасности в Nexen Energy, где занималась анализом данных для обеспечения безопасности международных поездок и операций.

Войдите на сайт, чтобы читать полную версию статьи
советуем прочитать
Призвать к ответу
Пол Аксель