Каким должен быть офис, в который сотрудники захотят вернуться | Harvard Business Review Russia
Управление изменениями

Каким должен быть офис, в который сотрудники захотят вернуться

Андреа Ванекко , Джонатан Уорд , Роберт Мэнкин
Каким должен быть офис, в который сотрудники захотят вернуться
Иллюстрация: Sol Cotti

В то время как коронавирусный кризис приблизился к двухлетнему рубежу, а показатели заражения новым штаммом омикрон бьют рекорды, руководство организаций по всему миру пытается понять, как и когда возобновлять — и возобновлять ли — офисную работу для работников сферы интеллектуального труда. Одно из недавних исследований McKinsey показало, что основные соображения, которыми сейчас руководствуются сотрудники, — благополучие, гибкость и баланс между работой и личной жизнью. По данным проводившегося в прошлом году опроса Microsoft, 41% респондентов по всему миру в течение года будут рассматривать вопрос о смене работы, а 55% отметили, что рабочие условия будут играть не последнюю роль в их решении.

В 2020-м наша компания столкнулась с необычной ситуацией: нас привлекли к проектированию штаб-квартиры корейской финтех-компании Hana Bank как раз тогда, когда руководители бизнеса из-за пандемии были вынуждены переосмысливать задачи и назначение офисов. Но работа над этим проектом — и придуманное в итоге здание — не были ответом на пандемию. Скорее, этот кризис ускорил и высветил тенденции, которые скрыто назревали уже не один год: повышенное внимание к вопросам психического и физического здоровья сотрудников и потребностям разных поколений работающих, акцент на воплощении основной цели и предназначения компании, а также переход на удаленку.

Пандемия повысила ставки для компаний, стремящимся сохранить первоклассные кадры и выстроить успешную культуру. Ниже мы расскажем о принципах, которыми мы руководствовались в проекте Hana Bank, и нескольких вынесенных из этой работы уроков. Также мы дадим наши рекомендации о том, как организациям внедрять малые и более масштабные изменения, чтобы побудить сотрудников снова работать очно.

Задайте вопрос, для чего предназначается пространство, — и назовите его соответственно

Может показаться, что это слишком просто, но система наименований имеет значение. Для работников интеллектуального труда офис не должен быть местом, где предполагается заниматься своими задачами по списку. Это место для совместной деятельности, творчества и обучения, где можно чувствовать свою принадлежность к команде и расти. Названия зданий, этажей, пространств и помещений должны этому соответствовать. Сочетания вроде «центр обучения» и «инновационное пространство» передают это отношение, определяют дизайн, привлекают кадры и влияют на поведение.

В Hana Bank новый головной офис называют Mindmark, подчеркивая посыл о творческой работе. По той же причине офисные центры передовых техгигантов вроде Facebook* и Google — это «кампусы»: в компаниях хотят, чтобы инженеры проводили эксперименты так же, как в студенческие годы. Даже в UPS недавно переименовали здание своей штаб-квартиры (вместо Plaza теперь это Casey Hall). Как объяснила CEO компании Кэрол Томе в статье HBR, это должно помочь создать более теплую, располагающую к сотрудничеству обстановку.

Прислушивайтесь к потребностям и интересам сотрудников

Пусть возникшая из-за пандемии ситуация подтолкнет вас к разговору о том, каким лучшие сотрудники хотят видеть свое рабочее окружение, даже если вы не сможете воплотить каждую идею. Для большинства организаций возврат к статус-кво не рассматривается. Люди хотят большей гибкости, более совершенных технологий, им нужны стимулы, чтобы приходить в офис, и компаниям придется ответить на эти запросы.

В Salesforce, к примеру, сократили площадь под рабочие столы на 40% и перешли на планировку с дополнительным пространством для команд, что будет поощрять совмещение индивидуальной и коллективной работы. В проекте штаб-квартиры Hana Bank предусмотрено все необходимое для различных режимов деятельности: есть места для сосредоточенной индивидуальной работы, есть гибко организуемые посадочные места, если сотрудникам понадобится выйти из-за рабочего стола, есть пространства для команд и лаунжи для общения. Благодаря такому сочетанию различных форматов у людей появляется возможность самостоятельно решать, что им подходит, но при этом задана упорядоченная структура.

Экспериментируйте в собственной организации

Некоторые компании создадут новые штаб-квартиры после пандемии. Но большинству может быть достаточно спроектировать более продуманную офисную среду. Когда вы будете анализировать идеи для вашей организации, рекомендуем начать с малого. Переориентируйте переговорные, выделите средства на новые столы для командной работы, переоснастите какой-то один этаж, а не все здание в целом. Чтобы объединить команды и вдохнуть новую жизнь в офисную среду, можно подумать об использовании мультимедийных технологий.

советуем прочитать

* деятельность на территории РФ запрещена

Об авторах

Андреа Ванекко (Andrea Vanecko) — директор NBBJ, занимается перепроектированием офисов и сотрудничает с такими заказчиками, как Google, WarnerBros и LinkedIn.

Джонатан Уорд (Jonathan Ward) — партнер и дизайнер NBBJ, занимался разработкой творческих пространств для самых разных клиентов — от BlackRock и LinkedIn до Montage Health и Westmark School.

Роберт Мэнкин (Robert Mankin) — партнер NBBJ и руководитель практики проектирования рабочих пространств. Работал с такими клиентами, как Amgen, Samsung Electronics и Tencent.

Войдите на сайт, чтобы читать полную версию статьи
советуем прочитать
Выбор судьи Вербилкина
Оксана Шевелькова