Перемены осуществляются не начальниками, а лидерами | Большие Идеи

・ Управление изменениями
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Перемены осуществляются не начальниками,
а лидерами

Заставить людей выполнять ваши желания мало, надо еще, чтобы они захотели взяться за то, чего хотите вы, иначе все перемены останутся лишь попытками что-то улучшить.

Автор: Грег Сателл

Перемены осуществляются не начальниками, а лидерами

читайте также

Семь правил успешных рассказчиков

Джей Ди Шрамм

Правильно ли мы выбираем руководителей?

Брант Джеймс,  Сорчер Мелвин

10 советов по созданию здоровой корпоративной культуры

Джулио Д'Эрме

«Эффективный менеджмент транснационален — как протокол лечения от ковида»

Николай Геллер

Молодые честолюбивые менеджеры мечтают вскарабкаться повыше по корпоративной лестнице и обрести авторитет. Вот тогда они приведут все в движение. Осуществят радикальные реформы! Вот только топ-менеджеры, те, кто всего достиг, частенько жалуются на недостаток влияния.

Проблема в том, что принудить подчиненных к тем или иным действиям начальник может, но как внушить им веру в дело? Заставить людей выполнять ваши желания мало, надо еще, чтобы они захотели взяться за то, чего хотите вы, иначе все перемены останутся лишь попытками что-то улучшить.

Вот почему почти всегда проваливаются все стратегии управления изменениями, ведь рассчитаны они на внедрение инициатив сверху. По сути дела, все приемы управления переменами сводятся к тому, что вы предписываете людям те или иные действия — ну, пусть чуточку завуалировано. Для настоящих реформ требуется не менеджмент, а вдохновение — и тут-то и ощущается разница между властью и лидерством.

В 1850-х годах Игнац Земмельвайс возглавлял акушерское отделение маленькой больницы в Песте (Венгрия). Он внимательно изучил связь санитарных условий и распространения инфекций, после чего ввел строжайший режим мытья рук, в результате которого в больнице исчезли случаи родильной горячки, от которой в ту пору погибало множество молодых матерей.

В 2005 году Джон Антиоко, знаменитый гендиректор Blockbuster — в отрасли видеопроката эту компанию можно было сравнить с гориллой среди прочих приматов — разглядел, что господству его корпорации угрожает интернет-телевидение и такие проворные конкуренты, как Netflix. Он развернул агрессивную кампанию, отменил штрафы за просрочку и вложился в онлайновые ресурсы.

И что же? Оба этих великих человека не преуспели. Земмельвейса высмеяло медицинское сообщество, умер он в сумасшедшем доме от инфекции, которую — горькая ирония! — подхватил в лечебном заведении. Антиоко был уволен советом директоров, а преемник отмел его реформу. В 2010 году Blockbuster признал себя банкротом.

Хотя сегодня правота Земмельвейса и Антиоко очевидна всем, современникам так отнюдь не казалось. В первом случае коллеги исходили из убеждения, что болезни вызываются дисбалансом жидкостей в организме, а во втором угроза интернет-телевидения казалась слишком отдаленной, чтобы из-за нее отказываться от краткосрочной выгоды. И хотя оба эти героя обладали достаточной властью, им не удалось сломить предрассудки закостенелого большинства.

Мы переоцениваем силу влияния. Нам часто кажется: еще бы капельку авторитета или больше данных, чтобы подкрепить свою позицию, или научиться убедительнее говорить — и мы сумеем продвинуть свои идеи. Но вот Земмельвейс и Антиоко: они располагали и властью, и фактами, и готовы были рискнуть своей карьерой. И все равно потерпели крах.

В 1950-е годы выдающийся психолог Соломон Эш провел ряд ставших знаменитыми экспериментов, которые помогли разобраться в этом парадоксе. Он показывал испытуемым рисунок (см. ниже) и спрашивал, какой из трех отрезков справа соответствует левом отрезку.

Вроде бы несложное задание, но известный своей изобретательностью Эш добавил изюминку: все участники, за исключением собственно испытуемого, были подставными, и они давали неверный ответ. Когда наступала очередь испытуемого — он высказывался последним — почти все успевали согласиться с мнением большинства, хотя и заведомо ложным.

Хотя мы предпочитаем считать себя независимыми и свободомыслящими людьми, на самом деле мы подвержены влиянию окружающих. Если в вашем офисе любят смотреть дурацкие ролики с котятами, вы вскоре пристраститесь и будете и смотреть, и смеяться вместе со всеми — а в другой компании эти ролики вовсе не покажутся вам забавными.

Но конформизм тоже не абсолютен. И в экспериментах Эша находились упрямцы, которые держались за истину, в точности как Земмельвайс и Антиоко. У каждого человека имеются убеждения, которые невозможно поколебать, а также есть вопросы, в которых нас можно убедить, однако для этого придется постараться, и есть такие вещи, которые нас вовсе не интересуют, так что и своего мнения по поводу них не сформировалось.

Именно это предсказывает пороговая модель коллективного поведения: идеи зарождаются внутри небольших групп и зачастую там же застревают и не распространяются дальше, но иным идеям все же удается полностью пропитать местные кластеры, и отсюда они распространяются по слабым связям и охватывают не столь заинтересованные большие группы. В итоге включается каскадный эффект.

Самый известный пример применения пороговой модели — модель диффузии инноваций, созданная Эвереттом Роджерсом, в которой небольшая группа инноваторов ухватывается за идею, прививает ее менее восприимчивой группе ранних последователей и так формируется раннее большинство. Молчаливые обитатели этих кластеров оказываются в меньшинстве и подчиняются большинству, как и в опыте Эша. Еще немного — и новообращенные начинают передавать эти идеи своим социальным группам. Процесс продолжается до тех пор, пока идея не выйдет далеко за пределы первоначальной ниши — и вот уже к ней присоединяются самые скептические тугодумы.

Теперь понятно, почему Земмельвайса и Антиоко постигла неудача, понятно также, в чем заблуждаются мечтающие об инновациях менеджеры: они опирались на свой авторитет и навязывали скептикам против их же воли полномасштабные реформы — а следовало-то всего-навсего сколотить группу приверженных последователей (пускай в нее и вошло бы два-три человека). Вместо того чтобы долго и терпеливо выстраивать раннее большинство, они хотели сразу принудить к переменам все группы.

Мы тешим себя иллюзией контроля — и это всего лишь иллюзия. Знаменитый парадокс Гоббса гласит, что мы не можем осуществить лишь то изменение, которое уже произошло. И тут не очень-то помогает высокий статус и самая убедительная презентация. Все равно сумасшедшим домом правят пациенты, а лидеры могут разве что постараться помочь им в управлении.

Вот почему для реформ важнее лидерство, чем власть. Те, кто во власти, предпочтут резким изменениям постоянство. Лишь неуживчивых тревожит статус-кво — а, значит, если вы затеваете реформы, ищите не власти и влияния, а тех, кто норовит идти против течения вместе с вами.

Читайте по теме: