Если будущее не сулит вам ничего хорошего, перепишите свое прошлое | Большие Идеи

・ Управление изменениями
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Если будущее не сулит вам ничего хорошего, перепишите
свое прошлое

Люди и целые организации могут увязнуть в историях, которые выражают неизбежность.

Автор: Розабет Мосс Кантер

Если будущее не сулит вам ничего хорошего, перепишите свое прошлое

читайте также

Думать как менеджер

Генри Минцберг,  Джонатан Гослинг

Как поддержать сотрудников в эпоху перемен

Виктория Грэди

Мигрень — это серьезно. Чем может помочь работодатель?

Оливия Бегассе де Даэм

«Что пьют в Netflix»: Рид Хастингс о том, почему его компании удаются инновации

Если вам не нравится, как идут дела, придумайте новую историю.

Иногда стратегическая перемена курса просто означает превращение побочного продукта или явления (некоего исключения, демоверсии или небольшой инновации) в основное направление деятельности компании. Перестаньте видеть в прошлом только серию ограничений и оправданий своих неудач, сделайте из него трамплин к вашим грядущим свершениям. Мотивом предстоящих перемен послужит новая история, которая наметит путь к вашему неизбежному успеху.

Лидерам, которые хотят своими руками ковать будущее, следует начать переписывать прошлое. Рассмотрим следующие примеры, которые демонстрируют то, что я называю «калейдоскопическим способом мышления». Это мыслительный процесс, позволяющий разложить ситуацию на составные элементы, а затем составить из них новую картину, подобно тому, как калейдоскоп создает бесконечные узоры. Эта метафора предполагает, что реальность не так уж неизменна. Факторы, которые ее ограничивают, — это наши внутренние представления, те истории, которые мы сами себе рассказываем. Например:

1. Несколько десятилетий назад IBM переписала свою историю, сместив в ней акцент с производства электронных устройств на создание с их помощью готовых решений. Эта новая история о развитии компьютерной индустрии смягчила сопротивление противников перемен и позволила Голубому гиганту сократить свое производство компьютеров (и в конечном счете продать свой компьютерный бизнес) и выстроить фундамент для последующего перехода к предоставлению услуг, аналитике данных и глобальной инициативе Smarter Planet. Пересмотрев свою историю (что я лично наблюдала в качестве консультанта корпорации), IBM удалось сконцентрировать внимание миллионов своих сотрудников, поставщиков и клиентов на новых направлениях развития бизнеса. А открывшиеся в результате возможности способствовали процветанию организации. При этом IBM остался единственным крупным производителем компьютерной техники в Штатах.

2. Общественные деятели поменяли представление о Милуоки, штат Вискончин, превратив город с угасающей промышленностью в развитый международный центр водных ресурсов. Заново написанная история соединила в одно целое ранее разрозненные факты. В середине 2000-х годов лидеры частного сектора внесли производителей труб и кранов в число представителей сектора водоснабжения (ранее они числились поставщиками оборудования для водопроводов). Это решение изменило взгляды жителей Милуоки на свою историю и стало причиной основания Водного совета. Водный совет, в свою очередь, громко заявил о городе на международной арене (в качестве одного из трех центров водных ресурсов, соответствующих принципам Глобального договора ООН), способствовал появлению первого в Америке вуза по изучению пресной воды и поддержал развитие городского земледелия и рыбного хозяйства. Сейчас предприниматели разводят рыбу и выращивают овощи на территории бывших заводов и фабрик, пользуясь при этом самыми современными технологиями, направленными на экономию электроэнергии и пресной воды.

Читайте материал по теме: Перестройка — не событие, а эпоха

3. Отдельные личности также могут изменить картину общественного восприятия. Один бразильский журналист рассказал обитателям обветшавшего района города новую историю о потенциальной культурной ценности их места жительства. Спустя несколько лет настенная живопись стала одним из зримых свидетельств культурного возрождения, благодаря которому этот район Сан-Паулу стал расти в цене и быть привлекательным для жизни.

Моя бывшая студентка Кэти Корман Фрей пересматривает представления о матерях-предпринимателях с помощью своего проекта Hot Mammas Project, который также дает возможность женщинам делиться своими историями во благо других. Как все матери знают, истории определяют культуру. Что, если мы переделаем сказки так, что они начнут прославлять другие ценности? Например, мне бы хотелось почитать переписанный вариант «Сказки о Белоснежке и семи гномах», в котором зеркальце выбирает достойнейшую не только исходя из идеалов красоты, но и социальной справедливости.

Если история подавляет, а не вдохновляет, то ее нужно переписать. Люди и целые организации могут увязнуть в историях, которые выражают неизбежность. «Так было, так есть и так будет. Так задумано, и изменить ничего нельзя». Несчастные люди, погрязшие в отчаянии и безысходности, часто рассказывают себе истории, которые наводят на мысль, что весь мир настроен против них, а значит, нет никакого смысла бороться.

Читайте материал по теме: Лидерство в эпоху перемен

Даже в успешных компаниях истории могут тормозить перемены, если они говорят о призвании отдельных людей как о некоем неотъемлемом праве — верный признак чрезмерной самоуверенности, переходящей в самодовольство. Оно ослепляет людей и не дает им заметить те разрушительные силы, что притаились на их пороге. СМИ и в особенности телевидение известны тем, насколько медленно они приспосабливаются к цифровой эпохе. Подобное поведение было частично вызвано историями, которые внушали им мысль, что они являются главными знатоками и ведущими звездами по части охвата массовой аудитории. Современный руководитель медиакомпании должен доносить до своих людей историю о том, что самодовольство ведет к упадку, а возвращение к основам предпринимательского духа поможет разработать новые действенные бизнес-модели.

Истории — это мощные инструменты лидерства. Люди воспринимают их с бОльшей готовностью, чем сухие сводки финансовых показателей. К тому же они побуждают к действию. Недавнее исследование показало, что пожертвования на благотворительность возрастают, если предоставить людям статистическое подтверждение существования проблемы (например, о детях, живущих за чертой бедности), однако уровень пожертвований становится еще выше, когда им дают прочитать историю об одном из этих бедных детей.

Тем не менее бизнес-лидерам следует соблюдать осторожность. Истории должны основываться на фактических данных и быть правдоподобными. В них должны быть заложены стойкие принципы, которые не изменятся при первом же сильном порыве. Они должны допускать действия с неизвестными заранее результатами, которые создадут непредвиденные возможности. В конце концов, истории бизнеса, как и жизненные истории, имеют свое продолжение. Вот почему нам нужно научиться пересматривать те из них, которые стали контрпродуктивными.

Читайте по теме: