Зачем нужны офисы в век интернета? | Harvard Business Review Russia
Управление изменениями

Зачем нужны офисы в век интернета?

Карло Ратти , Мэттью Клодель
Зачем нужны офисы в век интернета?

«Расстояние утратит свое значение», — пророчествовал британский экономист Френсис Кернкросс, наблюдая за стремительным ростом интернета в 1990-х годах. Ему вторила толпа теоретиков и экспертов разных мастей. Когда в любой точке планеты будет доступна мгновенная связь с самым удаленным местом, расстояние больше не будет играть никакой роли. И тогда нам уже не понадобятся офисы. В самом деле, зачем ходить на работу, когда работа сама может прийти к нам?

Казалось, неотвратимо приближается время, когда сбудется другое известное предсказание, сделанное в 1973 году американским ученым Мелвином Вебером: «Впервые в истории вы сможете, находясь на вершине горы, поддерживать мгновенную связь с коллегами и своими партнерами по бизнесу». Моментальная связь с любым человеком на Земле — даже с вершины Эвереста — вот что избавит нас от офисов.

Однако история пошла совсем по другому пути. Современные технологии действительно позволяют постоянно быть на связи в любой точке земного шара, но большинство из нас продолжают как ни в чем не бывало каждый день ходить на работу. Идея удаленной работы из дома (не говоря уж об Эвересте) оказалась не такой популярной, как предрекали эксперты. Тем временем многие корпорации, наоборот, инвестируют немалые средства в строительство новых или реконструкцию старых офисных зданий в центральных городских районах.

Читайте материал по теме: Флоренция эпохи Возрождения — модель инноваций на все времена

Одного не учли идеологи цифровой эпохи: даже если мы можем работать где угодно, то это вовсе не значит, что мы хотим это делать. Нас привлекают те места, где мы можем делиться знаниями, рождать новые идеи и соединять вместе людей, обладающих различными талантами и способностями. Взаимодействие человеческих умов является неотъемлемой частью любой работы, особенно когда речь идет о творческих сферах деятельности. Именно поэтому качество рабочего пространства приобретает ключевое значение, что, в свою очередь, ведет к масштабным переменам.

Мы уже были свидетелями перехода от рядов кабинок-ячеек середины прошлого века, высмеянных в фильме Жака Тати «Время развлечений», к более открытым, динамичным офисным пространствам. А совсем недавно широкое распространение получили коворкинги —гибкая организация рабочего пространства, в котором формируется сообщество профессионалов со схожими интересами и задачами. Как и традиционные университетские фойе (которым нередко ставят в заслугу многие выдающиеся научные открытия), эти места открыты для представителей самых разных областей знаний и стимулируют живое общение и обмен идеями.

советуем прочитать
Войдите на сайт, чтобы читать полную версию статьи
советуем прочитать
Как продать новый продукт
Майкл Эйхерн,  Томас Стинберг