Неудобные вопросы: почему нельзя прятаться от критики сотрудников и клиентов | Harvard Business Review Russia
Управление изменениями

Неудобные вопросы: почему нельзя прятаться от критики сотрудников и клиентов

Хел Грегерсен
Неудобные вопросы: почему нельзя прятаться от критики сотрудников и клиентов
hbr.org

Kodak. Sears. Borders. Стоит произнести название любой из этих компаний, и мы вспоминаем, как трудно сохранять авторитет среди стремительно меняющихся технологий и безграничных вариантов выбора. За каждой из этих компаний стоит по меньшей мере один лидер, который каким-то образом был «укрыт» от реальностей своего бизнеса. Существует опасная зона, находясь в которой руководители даже не знают, чего они не знают. Часто лидеры, особенно топ-менеджмент, не пытаются получить информацию, которая вызывает беспокойство, и не прислушиваются к тем сотрудникам, которые могли бы оспорить их идеи. В результате хорошие наработки и соображения, зарождающиеся на периферии компании, так и не превращаются в разумные централизованные действия.

Нандан Нилекани — индийский предприниматель, чиновник и политик, соучредитель компании Infosys, назначенный на должность председателя Комиссии по выдаче идентификационных карт (UIDAI), считает необходимым для руководителя любого уровня сохранять канал общения с подчиненными. «Лидер может завернуться в кокон… кокон исключительно хороших новостей, — поясняет Нилекани. — Все твердят ему, что все в порядке, проблем нет — а потом вдруг обнаруживается, что все плохо».

Как же избежать «одиночества наверху»? Нилекани дает очень простой совет: задавайте вопросы сами и позвольте другим задавать вам неудобные вопросы.

Вопрос «Почему мы такие, какие есть?» вдохновил его написать книгу «Imagining India: The Idea of a Renewed Nation», где обсуждается образование, демография и инфраструктура его родной страны. Опираясь на работу в UIDAI, где создается база данных по всему населению Индии («крупнейший социальный проект на планете»), и опыт работы своей организации на благо всей страны, Нилекани задается вопросом «Как научить детей читать и считать?» и предлагает масштабное решение, которое поможет преодолеть разрыв между подрастающим поколением Индии и детьми из других стран. А за этим вопросом следует другой, не менее важный – «Как мне наилучшим образом повлиять на наибольшее число людей?».

Но Нилекани понимает, что сила вопроса зависит не только от того, что мы спрашиваем сами у себя — необходимы и те (зачастую неудобные) вопросы, которые хотели бы задать нам другие люди. Самое важное для настоящего лидера — поощрять двусторонний диалог. «Я осознанно прилагаю усилия к тому, чтобы создать открытую культуру и установить контакты с максимально возможным числом людей, потому что информация не всегда распространяется прямым путем», — говорит он.

советуем прочитать
Войдите на сайт, чтобы читать полную версию статьи
советуем прочитать