«И не говори»: когда не стоит заводить трудный разговор | Большие Идеи

・ Управление персоналом
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

«И не говори»: когда не стоит заводить
трудный разговор

Одиннадцать признаков того, что сложная ситуация может разрешиться сама

Автор: Дебора Грейсон Ригель

«И не говори»: когда не стоит заводить трудный разговор

читайте также

Зведные войны

Ода несовершенному руководителю

Ванда Орликовски,  Дебора Анкона,  Питер Сенге,  Томас Мелоун

История одного договора

Анна Натитник

Как восстановиться после эмоциональной вспышки

Сьюзен Дэвид

Руководители знают: порой приходится говорить своим сотрудникам, коллегам и клиентам неприятные вещи. И даже самые опытные и бывалые управленцы стремятся таких разговоров избежать. Как пишут в своей книге «Трудные разговоры» Дуглас Стоун, Брюс Пэттон и Шейла Хин, такой внутренний конфликт совершенно нормален: «Стараясь уйти от проблемы, мы чувствуем, что мы слабее ее, нам крайне некомфортно — а потенциальному собеседнику мы не даем возможности что-то изменить. Решив же взглянуть проблеме в лицо, мы можем столкнуться с негативной реакцией или даже с откровенной агрессией, ранить чувства человека, сами того не желая, и наши отношения с ним могут серьезно пострадать».

В 2013 году бизнес-школа Globis провела исследование среди сотрудников частных компаний, посвященное трудным разговорам. В нем приняли участие более чем 200 человек, из них 97% сказали, что волнуются из-за стресса, который они нанесут собеседнику, 94% беспокоились о его самооценке, 92% опасались расстроить человека. При этом 80% респондентов признались, что такие разговоры входят в их обязанности, и больше 50% отметили, что им, по ощущениям, недостает профессиональной подготовки, чтобы проводить их с пользой.

Работая коучем в компаниях, я часто помогаю своим клиентам правильно проводить сложные, но важные разговоры, поборов сомнения и беспокойство. Однако порой обнаруживается, что инстинкт, заставляющий избегать коммуникаций такого рода, совершенно оправдан. Не всегда разговор должен состоятьcя немедленно, не всегда его должны вести именно вы, не всегда он и вовсе нужен.

Как же понять, отказываетесь вы от сложного разговора в результате взвешенного анализа ситуации или просто боитесь? Вот 11 вопросов, которые помогут решить, что сказать сейчас, что — потом, что — не говорить никогда.

1. Исходя из того, что я знаю об этом человеке и наших с ним взаимоотношениях, на какой эффект от такого разговора я реально могу рассчитывать?

2. Какова скрытая цель разговора: долгие гармоничные отношения, месть, попытка заставить человека измениться?

3. Какие конкретные примеры проявления проблемы я могу привести?

4. Что я могу сделать для разрешения ситуации?

5. Состоит ли проблема в самом человеке или же в возникшей ситуации?

6. Начинает ли данная проблема решаться?

7. Как давно она возникла? Во второй раз или уже и не во второй? Возможно ли такое в будущем?

8. Насколько важна данная проблема для наших взаимоотношений или для общего дела?

9. Насколько мне важно быть правым в этой ситуации?

10. Какое разумное и осуществимое решение я сам могу предложить?

11. Следует ли обсуждать проблему именно с этим человеком?

Если, ответив на эти вопросы, вы увидите, что ситуация может разрешиться сама, что ваше беспокойство о ней некритично для отношений с человеком или результатов совместной деятельности, что вам важнее пристыдить и оказаться правым, чем реально выслушать человека или найти решение, или что подходящий момент для работы над ошибками уже прошел, пожалуй, заводить разговор все-таки не стоит.

Мне приходилось иметь дело с женщиной-руководителем, возмущенной тем, что после того, как она проделала долгую и трудную работу, помогла своей компании подать заявку на престижную отраслевую награду, все лавры в результате победы достались только ее непосредственному начальнику. Он даже не пригласил ее на церемонию вручения. Когда мы обсуждали с ней, как решить данную проблему, она отметила: то, что босс присваивает ее идеи, злит ее уже более пяти лет. Но в конце концов она решила, что обо всех таких инцидентах вспоминать не будет, а заговорит только о недавних, упирая на то, что она должна была быть вместе с ним на церемонии вручения премии. Также моя клиентка решила, что впредь будет говорить о своем недовольстве сразу, не накапливая гнев и не вредя рабочим отношениям и собственной деловой репутации.

Еще мне случалось работать с руководителем, который хотел, чтобы его подчиненная не держала «глухую оборону» от его обратной связи. Но когда я попросила его сформулировать, что конкретно его не устраивает, он лишь сказал: «Просто у меня такое ощущение, когда я с ней говорю». В итоге он решил отложить этот разговор до тех пор, пока не будет располагать конкретными примерами и не сможет дать дельный совет по поводу того, как действовать иначе.

Еще одна женщина-руководитель, которой я помогала, решила перестать инициировать трудные разговоры с начальником и обращаться вместо этого в отдел кадров. Это случилось после того, как шеф устроил ей разнос при ее же подчиненных, а затем игнорировал ее жалобы на этот эпизод. «Я хотел тебя унизить, — сказал он ей. — Я решил, что ты подаешь плохой пример своим людям, а так ты лучше поймешь, что к чему». Ей стало ясно, что разговаривать здесь по-хорошему попросту бесполезно, поэтому обратилась за помощью к другим — и в итоге босса перевели в другое подразделение.

Менеджеры, которые серьезно и взвешенно решают, заводить им серьезный разговор или нет, вовсе не уходят от ответственности. Напротив, они-то как раз ее и проявляют, ведь они хотят донести до своих собеседников ценную информацию и стремятся, чтобы беседа принесла в конце концов столь нужный всем результат.

Об авторе. Дебора Грейсон Ригель — руководитель консалтинговой компании The Boda Group, специализирующейся на лидерстве и командной работе, преподает в Уортонской школе бизнеса.