Лекарство от эйджизма | Большие Идеи

・ Управление персоналом
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Лекарство
от эйджизма

Почему мудрость людей в возрасте нужна современным компаниям и их молодым руководителям

Автор: Чип Конли

Лекарство от эйджизма
Фото: ANDREW CHISLETT/EYEEM/GETTY IMAGES

читайте также

Пандемия против офисов

Ирина Пешкова

«Для нашего бизнеса эти приемы — просто бомба»

Новая роль маркетинга

Кимберли Уитлер,  Рэм Джанакираман

Воспитанные девочки ничего не просят

Бэбкок Линда,  Лашевер Сара,  Мишель Гельфанд,  Смолл Дебора

В федеральном суде Сан-Франциско профсоюз американских работников связи недавно расширил коллективный иск, поданный им в декабре прошлого года против крупнейших работодателей страны — в том числе Amazon, T-Mobile, Capital One и Enterprise Rent-a-Car. Профсоюз обвиняет работодателей в намеренном таргетировании в Facebook объявлений о приеме на работу с целью исключения работников старшего возраста. Расследование организации ProPublica показывает, что IBM за последние пять лет тихо уволила более 20 тысяч пожилых сотрудников. Несмотря на все написанное о печальном отсутствии разнообразия и «пацанской» культуре, преобладающей в индустрии технологий, 150 крупнейших компаний Кремниевой долины за последние десять лет столкнулись с бОльшим количеством обвинений в предвзятом отношении к возрасту, чем в расовой или гендерной дискриминации.

Американский закон о дискриминации по возрасту при приеме на работу 1967 года запрещает предвзятое отношение к людям старше 40 лет, однако недавний опрос некоммерческой организации AARP показал, что две трети работников в возрасте 45–74 лет наблюдали случаи эйджизма или лично столкнулись с ним.

Хотя коллективные иски и серьезные журналистские расследования являются верными шагами, усилий, направленных просто на выполнение закона, недостаточно. Не стоит забывать, что равноправие женщин, людей с другим цветом кожи, ограниченными возможностями и нетрадиционной сексуальной ориентацией было достигнуто путем изменения не только законов, но и прежде всего взглядов.

И все же в данной области наша культура отстает. Быстрый переход от индустриальной эры к технологической привел к тому, что работодатели отдают предпочтение цифровому поколению, которое разбирается в гаджетах и гигабайтах лучше, чем те из нас, кто с детства не был знаком с технологиями. Один из парадоксов нашего времени состоит в том, что здоровье представителей поколения бэби-бумеров (1943–1963 годы рождения) крепче, чем прежде, они активны и работают дольше, но чувствуют себя все менее востребованными. Они обоснованно волнуются, что начальство или потенциальные работодатели будут считать их опыт и годы скорее недостатком, чем преимуществом. Они боятся стать незаметными или даже выброшенными за борт.

Во многих отраслях, особенно в технологической, можно почувствовать себя «старым» уже в 35 лет — даже если вы будете продолжать работать на полную ставку до 75. Все 40 лет вы будете чувствовать себя неуверенно, особенно в мире, где многие из нас доживут до 100 лет.

Мы живем дольше, но сила в руках молодых. В то время как средний возраст работников в США составляет 42 года, среди технологических гигантов он меньше более чем на 10 лет. Анализ данных, проведенный Harvard Business Review, показывает, что средний возраст так называемых «единорогов», то есть основателей частных компаний с оценкой капитала выше $1 млрд составляет 31 год, а средний возраст их гендиректоров — 41 год (по сравнению с ними средний возраст CEO компаний, входящих в рейтинг S&P 500, составляет 52 года). Проблема в том, что многие из этих молодых руководителей заняли высокий пост гораздо раньше, чем были к этому готовы, и часто им поручают руководство быстрорастущими компаниями или отделами, хотя у них нет ни опыта, ни ориентиров.

Недавно один молодой лидер технологической компании спросил меня: «Как мне разогреть свои лидерские навыки?» Ответ прост: обратиться к поколению более старших сотрудников, обладающих мудростью и опытом, специализированными знаниями и непревзойденными способностями учить, наставлять и советовать. Вместе с амбициозными миллениалами они могут создать бизнес на века.

Работа в эру современных старейшин

В начале 2013 года, в 50 с лишним лет, я стал одним из руководителей высшего звена в стартапе Airbnb. Я был вдвое старше большинства сотрудников и подчинялся одному из основателей и CEO компании Брайану Чески, который был младше меня на 21 год. Нехватку цифрового интеллекта (DQ) я компенсировал накопленным эмоциональным интеллектом (EQ). И взаимное наставничество, которое я предлагал и получал, сделало меня так называемым «современным старейшиной» — человеком, сочетающим мудрость и опыт с любопытством, мышлением новичка и готовностью учиться у молодых. Впервые в рабочей среде сейчас сосуществуют представители пяти поколений, и важно, чтобы мы пользовались новыми способами сотрудничества и развивали их.

Изменение отношения, необходимое для процветания современных старейшин, стоит начать с языка. Пора отделить понятие «старейшина» от «пожилой». Для нас «пожилой» ассоциируется со старостью и зависимостью от общества в противовес молодости. С другой стороны, общество исторически зависело от старейшин, помогавших молодым. Учитывая, что сегодня средний возраст пенсионера, переезжающего в дом престарелых, составляет 81 год, среди нас можно встретить множество продуктивных старейшин, которые с годами становятся мудрее, а не просто старше.

Так что же важнее, продвигать современных старейшин или уменьшать дискриминацию по возрасту? Эффективное управление персоналом способствует более плодотворному сотрудничеству между поколениями и создает условия для проявления мудрости и успеха.

Эйджизм — одно из тех явлений, которые в конце концов влияют на всех нас. Как бы ни отличались на сегодня наши политические и культурные взгляды, неизбежная старость объединит нас. Пора принять возраст как любой другой тип разнообразия. Да пребудет с нами мудрость. Современность нуждается в современных старейшинах.

Об авторе. Чип Конли — бывший стратегический советник в компании Airbnb, автор книг «Emotional Equations» и «Peak: How Great Companies Get Their Mojo from Maslow».

* деятельность на территории РФ запрещена