Не нужно быть «веселым боссом» | Большие Идеи

・ Управление персоналом
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Не нужно быть
«веселым боссом»

О чем должен помнить руководитель

Авторы: Дарин Ней , Кимберли Ней

Не нужно быть «веселым боссом»
Иллюстрация: JUJ WINN/GETTY IMAGES

читайте также

Не делайте всё. Делайте то, что принесет счастье

Джошен Менгес,  Лорен Хауи,  Эшли Вилланс

Председатель совета директоров Nokia: как я разобрался в машинном обучении

Ристо Сииласмаа

Пять причин продавать товары по очень высокой цене

Мансур Хамитов,  Томас Аллард

Режим офисной свободы

Каумуди Мисра ,  Патрисия Геттингс ,  Эллен Эрнст Коссек

Кажется, стоит некоторым людям занять руководящую должность, как у них тут же портится характер. Впрочем, власть развращает далеко не всех. Согласно нашим исследованиям, есть несколько ключевых черт характера, которые определяют неэтичное поведение человека в роли лидера.

Мы изучили информацию о личности и поведении 3,5 тыс. руководителей из 30 организаций и данные о параметрах этичного поведения (честность, ответственность и другие качества). В основном это были средние и крупные мультинациональные компании из разных отраслей. Мы проследили, как определенные черты характера сказываются на лидерстве в разных условиях и ситуациях. Выяснилось, что некоторые из них наиболее явно провоцируют неэтичное поведение.

Итак, как должны вести себя современные руководители, чтобы выстроить доверительные отношения с командой и обществом? Вот несколько советов, основанных на результатах нашего исследования.

1. Будьте проще, а не харизматичнее. Да, изначально нас привлекают люди, способные вдохновить, развеселить и увлечь. Харизма и драйв действительно помогут вам выделиться из толпы и пробиться в руководители. Также харизма поможет вам вдохновить коллег на работу. Однако если вы переборщите с яркими проявлениями своей личности, коллег это скорее оттолкнет. Слишком явная демонстрация харизмы может создать вам репутацию самовлюбленного типа, которого интересует исключительно он сам. Когда подчиненным кажется, что начальник сосредоточен исключительно на собственных проблемах и идеях, они не чувствуют поддержки с его стороны. Люди будут переживать, что вы действуете только в своих интересах и не заботитесь о благе компании.

2. Будьте устойчивы и надежны — так вы продвинетесь гораздо дальше. Вполне вероятно, что именно благодаря харизме вас заметили и выдвинули на роль руководителя, однако для вашей подчиненных гораздо важнее знать, что вы надежны, ответственны и умеете следовать правилам. Как лидер вы располагаете огромной свободой и властью принимать решения. А раз так, люди должны быть уверены в вашей способности держать слово и работать на пользу организации. Чем чаще вы демонстрируете подчиненным свое умение проявлять осторожность, тщательно просчитывать риски и руководствоваться корпоративными принципами, тем больше они вам доверяют.

3. Помните, что скромность украшает. Всем нравится иногда поработать в неформальной обстановке или с начальником, умеющим не слишком переживать из-за мелочей. Однако от руководителей все же ожидают определенной степени ответственности и профессионализма. Пытаясь всем понравиться и прослыть «веселым боссом», в долгосрочной перспективе вы только навредите своей репутации. Не бойтесь быть не в центре внимания и выдерживать дистанцию между собой и командой. Это даст сигнал о том, что вы работаете на благо сотрудников и что на вас можно положиться.

4. Старайтесь уравновесить анализ и действие. Несмотря на то, что люди ценят логику и рациональность, старайтесь не зацикливаться на анализе данных, чтобы не потерять способность видеть глобальный контекст и последствия своих действий. Тратя слишком много времени на анализ информации, вы откладываете принятие важных решений, что особенно критично в ситуациях, не терпящих отлагательств. Возможно, сухие данные и помогут вам определить оптимальный курс с точки зрения финансовых результатов, но он может оказаться далеко не лучшим вариантом с точки зрения команды или стейкхолдеров. Лидерство подразумевает способность быстро принять решение и скорректировать курс, даже если в краткосрочной перспективе это негативно сказывается на финансовой стороне дела.

5. Будьте бдительны: со временем вы становитесь все более уязвимы. Адаптация к новой должности, особенно к роли руководителя, а он у всех на виду, обычно занимает какое-то время. В течение первых нескольких месяцев мы пристально наблюдаем, что происходит вокруг. Нас также больше заботит то, какое впечатление мы производим на окружающих. Однако со временем, обычно это происходит примерно через полгода, мы расслабляемся и перестаем обращать столь пристальное внимание на собственную репутацию. Именно на этом этапе мы начинаем проявлять не лучшие стороны характера, которые могут негативно сказаться на продвижении по карьерной лестнице. Будьте бдительны, не ослабляйте внимание и постоянно просите коллег об обратной связи.

Черты характера, которые изначально помогли вам стать руководителем, часто не годятся для того, чтобы быть успешным в этой роли. Если вы будете тратить слишком много усилий на то, чтобы вас заметили, или стараться победить любой ценой, чтобы пробиться вперед, риски, что вы (и ваша команды) окажутся в неэтичной рабочей атмосфере, сильно возрастут. Знание потребностей тех, кто вас окружает, и понимание того, как вы влияете на команду, поможет двигаться в правильном направлении.

Об авторах

Кимберли Ней — менеджер по клиентским исследованиям в консалтинговой компании Hogan Assessment.

Дарин Ней — старший консультант команды международных альянсов в Hogan Assessment.