Почему вам нужны не только вовлеченные, но и недовольные сотрудники | Harvard Business Review Russia
Управление персоналом

Почему вам нужны не только вовлеченные, но и недовольные сотрудники

Дидье Эльцинга , Льюис Гаррад , Томас Чаморро-Премузик
Почему вам нужны не только вовлеченные, но и недовольные сотрудники
PBOMBAERT/GETTY IMAGES

Большинство людей хотят, чтобы их работа была осмысленна и давала им цель. Они хотят ощущать связь с делом, которым зарабатывают на жизнь, и людьми, с которыми работают. Это стремление выразил Стив Джобс: «Работа будет занимать большую часть вашей жизни, и есть только один способ получать от нее удовлетворение — верить в то, что у вас отличная работа. И есть только один способ работать на отличной работе — любить то, что вы делаете». В одном из недавних отчетов некоммерческой исследовательской организации Conference Board говорится, что 96% наемных сотрудников старается поддерживать высокий уровень вовлеченности в работу.

Мало что имеет большее значение для успеха организации, чем ее сотрудники, уверяют исследователи. Если люди чувствуют вовлеченность, то демонстрируют высокий уровень энтузиазма, энергии и мотивации. Это ведет к повышению уровня производительности, креативности и эффективности и означает не только увеличение прибыли организации, но и повышение благосостояния ее работников. И напротив, низкая вовлеченность приводит к выгоранию, текучке кадров и выливается в контрпродуктивное поведение — психологическое давление, домогательства, мошенничество.

Неудивительно, что существует огромное количество исследований, посвященных феномену вовлеченности. Почему одни люди более заинтересованы и захвачены своей работой, чем другие? Традиционно такие исследования фокусировались на внешних стимулах вовлеченности, таких как характер работы, культура организации и качество управления. И хотя универсальной формулы для повышения вовлеченности сотрудников нет, в целом справедливо считать, что люди более увлечены своей работой, если им дают возможность достигать значимых результатов, выходящих за рамки привычных ожиданий, если они чувствуют свою связь с коллегами и работают в такой среде, где главенствуют принципы справедливости, этичности и взаимовыгодного сотрудничества.

Однако еще до того, как организации стали говорить о необходимости вовлечения сотрудников, многие руководители рассматривали мотивацию как характеристику потенциальных сотрудников. Вовлеченность может быть связана и с особенностями личности человека: два человека в одинаковых рабочих условиях в одной компании могут демонстрировать совершенно разные уровни вовлеченности. Поэтому всегда высок спрос на амбициозных и энергичных энтузиастов.

Представьте, что ваша подруга жалуется на ненавистную работу. Вы можете задуматься, объективно ли ее мнение или оно только отражает ее склонность негативно воспринимать жизненные обстоятельства. А в какой степени отзыв на Tripadvisor, Amazon и IMDB передает реальную информацию о продукте? Интуитивно понятно, что на отзыв влияет как личность рецензента, так и качества продукта. Аналогичный подход применим и к тому, как люди оценивают свою работу и карьеру. Возникает очевидный вопрос: в какой степени уровень вовлеченности определяется личностью человека? Чтобы ответить на этот вопрос, ученые провели метаанализ 114 независимых опросов почти 45 тыс. наемных служащих из разных стран.

В рамках исследования ученые рассмотрели только влияние личности на вовлеченность и не принимали во внимание контекстно-обусловленные факторы. Тем не менее результаты исследования оказались впечатляющими: вовлеченность определяется личностью почти на 50%. И особую роль здесь играют четыре черты характера: позитивное отношение к жизни, проактивность, добросовестность и экстраверсия. В совокупности эти черты являются основой эмоционального интеллекта и жизнестойкости. Иными словами, позитивные, оптимистично настроенные, трудолюбивые и легкие в общении люди показывают более высокий уровень вовлеченности в работу. Они с большей вероятностью будут энергично и с энтузиазмом выполнять свою работу.

Если вы хотите получить вовлеченных сотрудников, лучший выход — нанимать людей с определенным складом личности. Исследование, которое мы только что рассмотрели, говорит о том, что это увеличит уровень вовлеченности больше, чем меры по обучению лидерству и созданию идеальной рабочей среды. Эта позиция может выглядеть крайне привлекательной в глазах руководителей, особенно если они предпочитают адресовать проблему вовлеченности самим сотрудникам. Однако для них есть четыре важных предостережения.

Полная версия статьи доступна подписчикам
Вы уже подписаны?
Тогда авторизуйтесь
советуем прочитать
Из чего только сделаны цены
Хэмилтон Ребекка,  Шривастава Джойдип