Спасти от шума: как технологии мешают и помогают работать

Спасти от шума: как технологии мешают и помогают работать
18 апреля 2019| Андрей Митюков

Сегодня ведется много разговоров о том, как технологии помогают людям работать. Все больше компаний говорят «да» разнообразным решениям, которые позволяют освободить сотрудников от решения рутинных задач. Но у этой медали есть обратная сторона. Развитие технологий в то же время плохо сказывается на производительности труда.

Мы живем в условиях технологического шума. Постоянный доступ в интернет, наличие нескольких гаджетов, мессенджеров, аккаунтов в соцсетях и необходимость переключаться между ними рассеивают внимание, снижают его концентрацию, усиливают прокрастинацию и, как следствие, уменьшают продуктивность. Например, пользователи смартфонов (а, по данным Pew Research Center, в России это 59% взрослого населения) проверяют свои устройства более 150 раз в день! Результаты одного из опросов LinkedIn показали, что на бессмысленную цифровую коммуникацию сотрудники тратят один день в неделю.

При этом драгоценное время «съедает» не только болтовня и просмотр фотографий в соцсетях, но и рабочее общение. По данным Deloitte, компании сегодня имеют до семи каналов коммуникации, и 70% работодателей намерены увеличить это число.

Люди стремятся быть в тренде, в курсе событий, хотят успевать как можно больше, но в итоге попадают в ловушку: прокрастинация заставляет постоянно задерживаться на работе, а продуктивность при этом не растет, а продолжает падать. Часто это приводит к профессиональному выгоранию, которое еще сильнее снижает эффективность сотрудника.

Технологический шум мешает работать людям в России, США, Великобритании, Японии и многих других странах. Низкая продуктивность персонала — проблема мирового масштаба. Чтобы решить ее, HR-специалистам необходимо пересмотреть стратегии развития сотрудников, сместив акцент с вовлеченности на продуктивность.

Одна йога не поможет

Продуктивность имеет большое значение не только для бизнеса, но и для самих сотрудников. Специалисты, которые довольны проделанной работой, демонстрируют более высокий уровень счастья и вовлеченности, то есть повышение продуктивности положительно сказывается и на других важных HR-метриках.

В борьбе за продуктивность многие компании пытаются отделаться малой кровью. Один из трендов сегодня — внедрение в корпоративную жизнь занятий йогой, медитации и психологической поддержки сотрудников. Но без других средств йоге не решить основную проблему. Это не значит, что подобные программы не нужны. Уровень стресса у расслабленного и отдохнувшего сотрудника, безусловно, станет меньше. Однако, если после занятия йогой или психологического тренинга специалист возвращается на рабочее место, где его рвут на части уведомления из десятка мессенджеров, спокойствие и сосредоточенность быстро сойдут на нет.

Анализ поведенческих моделей сотрудников

Чтобы снизить негативное влияние технологического шума и повысить продуктивность, требуется системный подход. Понять, по какому пути двигаться, поможет people analytics — анализ данных о поведении сотрудников на рабочем месте. Современный уровень развития технологий позволяет получать самые разные данные о сотрудниках. Например, информацию о том, кто с кем и как взаимодействует, почему сотрудники выгорают, кто перерабатывает, а кто, напротив, недорабатывает.

При желании HR-служба даже может отслеживать настроение и пульс сотрудников. Вопреки расхожему мнению делается это не для тотального контроля, а для того чтобы, проанализировав показатели наиболее продуктивных специалистов, придумать, как помочь остальным повысить свою эффективность, основываясь на поведенческих моделях лидеров.

Решения в сфере people analytics — это не будущее, а уже настоящее рынка HRTech. Например, Workplace Analytics от Microsoft агрегирует метаданные из почты и календаря Office 365, предоставляя бизнесу информацию о том, как строится процесс взаимодействия в компании (сколько писем сотрудники отправляют, сколько встреч проводят в неделю и сколько времени на это тратят и т. д.). Аналитики могут выбрать, какие данные и в каких командах анализировать. Это дает возможность выявить модели взаимодействия наиболее эффективных подразделений и адаптировать их под остальные команды.

Еще одно решение Kickidler позволяет анализировать время, которое каждый сотрудник проводит за компьютером в течение рабочего дня, а также узнать, насколько эффективно он это делает. С его помощью, например, можно выявить ресурсы, на которые сотрудники отвлекаются чаще всего, и понять, в какое время наиболее продуктивен каждый специалист.

Российское решение Sever.AI, в свою очередь, помогает HR-специалистам оценивать психологическое состояние сотрудников. Голосовой чат-бот обзванивает их и интересуется, комфортно ли они себя чувствуют на рабочем месте, не испытывают ли недостатка в оборудовании, понятны ли им стоящие перед ними задачи и пути их решения.

Поскольку проблема очевидна всем, стремясь получить свой кусок пирога, на рынок HR-решений выходят ИТ-гиганты. Упомянутый уже Microsoft развивает платформу Teams, Facebook — корпоративную соцсеть Workplace. Постепенно корпоративный мессенджер Slack обрастает новыми HR-функциями. Например, он уже умеет проводить семантический анализ сообщений сотрудников и выявлять эмоциональную тональность коммуникации.

Круг замкнулся. Технологии упрощают рабочие процессы, они же мешают нам работать, но при этом сами способны и нивелировать свое негативное воздействие. И это хорошая новость, ведь отказаться от использования цифровых технологий в современном мире невозможно, а значит уменьшить уровень технологического шума поможет только правильное их использование. ИТ-компании должны стать партнерами HR-специалистов, предлагая решения, способные повысить эффективность персонала без создания ненужных «помех в эфире». Это настоящий вызов для отрасли.

Об авторе. Андрей Митюков — генеральный директор компании TalentTech.

https://hbr-russia.ru/management/upravlenie-personalom/799508

2019-04-18T07:10:00.000+03:00

Thu, 18 Apr 2019 10:24:40 GMT

Спасти от шума: как технологии мешают и помогают работать

Что поможет повысить продуктивность в условиях технологического шума

Менеджмент / Управление персоналом

https://cdn.hbr-russia.ru/image/2019/30/rw61l/original-105e.jpg

Harvard Business Review РоссияHarvard Business Review Россия

Harvard Business Review РоссияHarvard Business Review Россия