Хотите, чтобы сотрудники не увольнялись? Выслушайте их | Большие Идеи

・ Управление персоналом
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Хотите, чтобы сотрудники не увольнялись?
Выслушайте их

Почему обратная связь успокаивает даже самых недовольных сотрудников

Авторы: Анант Нишадхам , Ачьюта Адхварью , Тереза Молина

Хотите, чтобы сотрудники не увольнялись? Выслушайте их
Фото: RF PICTURES/GETTY IMAGES

читайте также

МТС. Оседлать цунами

Почему жизнь за границей помогает карьере

Адам Галински,  Джексон Лу,  Отилия Ободару,  Уильям Мэддакс,  Хайо Адам

Сам себе база данных

Уотсон Ричард

Одноранговая экономика как модель будущего

Сталнакер Стэн

У большинства из нас в какой-то момент жизни была работа, на которой мы чувствовали, что не реализуемся и с нами плохо обращаются. Эти чувства находят отражение в общем восприятии ценности нашей работы и влияют на то, останемся мы работать или уволимся. Но что могут сделать компании, чтобы решить проблему неудовлетворенности работников и предотвратить кадровую текучку? Мы решили проверить, может ли простая просьба к работникам об обратной связи помочь сократить число уволившихся.

Эта идея основана на знаменитой экономической теории, впервые изложенной Альбертом Хиршманом в 1970 году в его книге «Выход, голос и верность». Хиршман утверждал, что, столкнувшись с неудовлетворительными условиями работы, сотрудники могут сделать одно из двух: выйти из отношений (то есть уволиться) или рассказать о том, что их волнует, и попытаться тем самым решить свои проблемы. Эта теория несмотря на ее огромное влияние на научную мысль и корпоративную политику компаний никогда не проверялась на практике.

Для эксперимента мы выбрали несколько крупных производственных и сервисных компаний в странах с низким уровнем доходов, поскольку в них за последние годы наблюдался значительный рост рабочей силы. Этот рост был обусловлен повышением мирового спроса на товары и услуги, а также растущей мобильностью работников, готовых переехать из сельской местности в города. Однако прогулы и текучесть кадров, особенно среди работников низшего звена, в этих странах сохраняются на высоком уровне (впрочем, как и ужасные условия труда во многих компаниях из этих стран).

Вдохновившись идеей, предложенной Хиршманом, мы решили проверить, можно ли сократить текучесть кадров среди работников низшего звена, дав им право голоса в форме опроса удовлетворенности их работой. Для эксперимента мы заключили партнерское соглашение с Shahi Exports, крупнейшим производителем одежды в Индии. На зарплату работников низшего звена этой компании в значительной степени влияет политика минимального размера оплаты труда: правительство ежегодно пересматривает его, и компании в соответствии с законом повышают зарплаты. Однако мы обнаружили, что период до и после ежегодного повышения зарплаты особенно проблемный для компаний: несмотря на то, что работники начинают получать больше, их неудовлетворенность работой после повышения зарплаты растет.

Эта загадка заставила нас проверить гипотезу о «праве на голос» (то есть праве высказать свое мнение) в месяц после повышения минимальной зарплаты в 2016 году. Мы предположили, что работники могут испытывать неудовлетворенность после повышения зарплаты, потому что ожидали большей прибавки. Такое предположение кажется разумным, если учитывать контекст рынка труда в Индии: вопрос повышения зарплат здесь связано с неопределенностью и отсутствием надежной информации.

Наше исследование состояло из двух частей: базового опроса и полевого эксперимента. Еще до того, как работники узнали о размере прибавки к зарплате, мы провели начальный опрос и выяснили размер ожидаемого ими повышения. После того, как повышение произошло, мы дали «право голоса» случайно выбранной половине участников исследования. Этих людей попросили принять участие в анонимном опросе и дать обратную связь, касающуюся различных аспектов их работы. Затем с помощью данных компании мы проанализировали посещаемость и увольнения за пять месяцев.

Опросы дали нам интересные результаты. Во-первых, работники в среднем были разочарованы размером роста зарплат. Подавляющее большинство из них ожидали, что прибавка будет больше той, что они получили в действительности. Возможно, это связано с тем, что прибавка 2014 года была более чем в четыре раза больше по сравнению с 2016 годом. Во-вторых, работники использовали опрос, чтобы выразить неудовлетворенность своей работой. Более половины респондентов не согласились с одним из шести утверждений об условиях труда. При этом работники также продемонстрировали низкий уровень удовлетворенности зарплатами (этот уровень оказался гораздо ниже, чем уровень удовлетворенности работой их руководителей, условиями труда и работой в целом).

Следует обратить внимание, что благодаря возможности высказать недовольство в компании, сотрудники которой участвовали в нашем исследовании, уменьшилась текучесть кадров. Сравнив количество увольнений в изучаемой и контрольной группах, мы обнаружили, что среди работников, получивших возможность высказаться, количество увольнений снизилось на 20% в месяцы после повышения зарплаты. Примечательно, что этот эффект ощутимо затронул наиболее разочарованных работников — тех, кто ожидал гораздо большего роста зарплаты. Такой результат, по всей видимости, объясняется тем, что «право голоса» позволяет эффективно смягчать разочарование сотрудников. Аналогичные результаты мы обнаружили, проанализировав посещаемость, которую использовали в качестве критерия серьезности отношения сотрудников к работе. Опрос значительно сократил прогулы в месяцы после повышения зарплаты среди разочарованных работников.

Полученные нами результаты в значительной степени соответствовали прогнозам теории о взаимосвязи «выхода» и «голоса». При высокой текучести кадров и отсутствии у работников возможности донести до руководства свое недовольство возможность дать право высказаться — простой, но эффективный способ предотвратить увольнения. И, разумеется, самым эффективным решением проблемы неудовлетворенности работников станут реальные изменения в процессе принятия решений руководством. Мнение работников не должно быть пустым звуком. Они имеют право на важную роль в улучшении условий труда.

Об авторах

Ачьюта Адхварью (Achyuta Adhvaryu) — доцент кафедры экономики бизнеса и государственной политики Школы бизнеса Росса Мичиганского университета, сооснователь Good Business Lab.

Тереза Молина (Teresa Molina) — доцент кафедры экономики Гавайского университета в Маноа.

Анант Нишадхам (Anant Nyshadham) — доцент кафедры экономики Бостонского колледжа, сооснователь Good Business Lab.