Хотите, чтобы сотрудники не увольнялись? Выслушайте их | Harvard Business Review Russia
Управление персоналом

Хотите, чтобы сотрудники не увольнялись? Выслушайте их

Анант Нишадхам , Ачьюта Адхварью , Тереза Молина
Хотите, чтобы сотрудники не увольнялись? Выслушайте их
Фото: RF PICTURES/GETTY IMAGES

У большинства из нас в какой-то момент жизни была работа, на которой мы чувствовали, что не реализуемся и с нами плохо обращаются. Эти чувства находят отражение в общем восприятии ценности нашей работы и влияют на то, останемся мы работать или уволимся. Но что могут сделать компании, чтобы решить проблему неудовлетворенности работников и предотвратить кадровую текучку? Мы решили проверить, может ли простая просьба к работникам об обратной связи помочь сократить число уволившихся.

Эта идея основана на знаменитой экономической теории, впервые изложенной Альбертом Хиршманом в 1970 году в его книге «Выход, голос и верность». Хиршман утверждал, что, столкнувшись с неудовлетворительными условиями работы, сотрудники могут сделать одно из двух: выйти из отношений (то есть уволиться) или рассказать о том, что их волнует, и попытаться тем самым решить свои проблемы. Эта теория несмотря на ее огромное влияние на научную мысль и корпоративную политику компаний никогда не проверялась на практике.

Для эксперимента мы выбрали несколько крупных производственных и сервисных компаний в странах с низким уровнем доходов, поскольку в них за последние годы наблюдался значительный рост рабочей силы. Этот рост был обусловлен повышением мирового спроса на товары и услуги, а также растущей мобильностью работников, готовых переехать из сельской местности в города. Однако прогулы и текучесть кадров, особенно среди работников низшего звена, в этих странах сохраняются на высоком уровне (впрочем, как и ужасные условия труда во многих компаниях из этих стран).

Вдохновившись идеей, предложенной Хиршманом, мы решили проверить, можно ли сократить текучесть кадров среди работников низшего звена, дав им право голоса в форме опроса удовлетворенности их работой. Для эксперимента мы заключили партнерское соглашение с Shahi Exports, крупнейшим производителем одежды в Индии. На зарплату работников низшего звена этой компании в значительной степени влияет политика минимального размера оплаты труда: правительство ежегодно пересматривает его, и компании в соответствии с законом повышают зарплаты. Однако мы обнаружили, что период до и после ежегодного повышения зарплаты особенно проблемный для компаний: несмотря на то, что работники начинают получать больше, их неудовлетворенность работой после повышения зарплаты растет.

советуем прочитать
Войдите на сайт, чтобы читать полную версию статьи
советуем прочитать