Хотите, чтобы сотрудники не увольнялись? Выслушайте их | Harvard Business Review Russia
Управление персоналом

Хотите, чтобы сотрудники не увольнялись? Выслушайте их

Анант Нишадхам , Ачьюта Адхварью , Тереза Молина
Хотите, чтобы сотрудники не увольнялись? Выслушайте их
RF PICTURES/GETTY IMAGES

У большинства из нас в какой-то момент жизни была работа, на которой мы чувствовали, что не реализуемся и с нами плохо обращаются. Эти чувства находят отражение в общем восприятии ценности нашей работы и влияют на то, останемся мы работать или уволимся. Но что могут сделать компании, чтобы решить проблему неудовлетворенности работников и предотвратить кадровую текучку? Мы решили проверить, может ли простая просьба к работникам об обратной связи помочь сократить число уволившихся.

Эта идея основана на знаменитой экономической теории, впервые изложенной Альбертом Хиршманом в 1970 году в его книге «Выход, голос и верность». Хиршман утверждал, что, столкнувшись с неудовлетворительными условиями работы, сотрудники могут сделать одно из двух: выйти из отношений (то есть уволиться) или рассказать о том, что их волнует, и попытаться тем самым решить свои проблемы. Эта теория несмотря на ее огромное влияние на научную мысль и корпоративную политику компаний никогда не проверялась на практике.

Для эксперимента мы выбрали несколько крупных производственных и сервисных компаний в странах с низким уровнем доходов, поскольку в них за последние годы наблюдался значительный рост рабочей силы. Этот рост был обусловлен повышением мирового спроса на товары и услуги, а также растущей мобильностью работников, готовых переехать из сельской местности в города. Однако прогулы и текучесть кадров, особенно среди работников низшего звена, в этих странах сохраняются на высоком уровне (впрочем, как и ужасные условия труда во многих компаниях из этих стран).

Вдохновившись идеей, предложенной Хиршманом, мы решили проверить, можно ли сократить текучесть кадров среди работников низшего звена, дав им право голоса в форме опроса удовлетворенности их работой. Для эксперимента мы заключили партнерское соглашение с Shahi Exports, крупнейшим производителем одежды в Индии. На зарплату работников низшего звена этой компании в значительной степени влияет политика минимального размера оплаты труда: правительство ежегодно пересматривает его, и компании в соответствии с законом повышают зарплаты. Однако мы обнаружили, что период до и после ежегодного повышения зарплаты особенно проблемный для компаний: несмотря на то, что работники начинают получать больше, их неудовлетворенность работой после повышения зарплаты растет.

Полная версия статьи доступна подписчикам
Вы уже подписаны?
Тогда авторизуйтесь
советуем прочитать
Секрет Google
Редакция «HBR — Россия»
Как мотивировать сотрудников, если денег не хватает
Шибил О’Флаэрти,  Майкл Сандерс,  Эшли Уилланс