Ненапрасные слова: как и зачем изучать переписку сотрудников с помощью ИИ | Harvard Business Review Russia
Управление персоналом

Ненапрасные слова: как и зачем изучать переписку сотрудников с помощью ИИ

Евгения Дворская
Ненапрасные слова: как и зачем изучать переписку сотрудников с помощью ИИ
Фото: Austin Distel / Unsplash

Между вовлеченностью и эффективностью сотрудников существует прямая связь. Вовлеченные люди ощущают себя более счастливыми на работе, а, как выяснили ученые Университета Варвик (Великобритания), такие специалисты на 12% более продуктивны. Кроме того, они эффективнее используют рабочее время и демонстрируют более высокий уровень мотивации и лояльности компании, а значит, вероятность их увольнения меньше. Для бизнеса это тоже немаловажный фактор — за талантливых специалистов на кадровом рынке ведется настоящая война, тезис о том, что «незаменимых людей нет», давно устарел. Более того, аналитики Work Institute подсчитали, что найм нового сотрудника обходится компании в 33% годовой зарплаты уволившегося.

Таким образом, чем больше в компании вовлеченных сотрудников, тем лучше. По данным Happy Job, рост уровня вовлеченности персонала на 10% ведет к 6%-ному увеличению прибыли. Но если прибыль измерить легко, то как корректно измерить вовлеченность?

Когда вопросов больше, чем ответов

Практически каждому человеку в процессе работы в компании, в которой есть HR-департамент (даже если он состоит из одного сотрудника), хотя бы раз приходилось принимать участие в онлайн-опросе или лично отвечать на вопросы менеджера. К необходимости исследования вовлеченности персонала и атмосферы в коллективе HR-специалисты пришли давно. Но вот используемые методы, к сожалению, не гарантируют достоверность и актуальность результатов.

К онлайн-опросникам сотрудники редко относятся серьезно. Они отвлекают от работы, а тратить на них свободное время никто не хочет. Как следствие — люди, особо не задумываясь, тыкают в более-менее подходящие варианты ответа, а предложение написать свой вариант игнорируют. Преимущество такого способа получения информации в анонимности, но оно нивелируется низким качеством полученных сведений.

Личная беседа — другое дело. У сотрудников нет шанса отмолчаться, проигнорировав вопрос HR-менеджера, есть возможность высказать свое мнение об атмосфере в коллективе, поделиться своим видением спорных ситуаций, рассказать о существующих проблемах и путях их решения. Казалось бы, получение информации из первых уст — идеальный способ. Но в большинстве случае сотрудники скорее выскажут социально одобряемые ответы. Все просто: в условиях отсутствия анонимности мало кто готов говорить открыто.

При этом подобные исследования могут длиться месяцами. Сначала необходимо составить опросник, в который должны войти как стандартные вопросы, так и соответствующие специфике деятельности компании, потом — собрать материал и интерпретировать полученные сведения. В итоге, проделав огромную работу, HR-специалист часто получает результаты, уже неактуальные.

Такой прискорбный вывод может заставить опустить руки. Но, к счастью, мы живем в XXI веке и на помощь HR-менеджерам приходят технологии.

Когда ответы не надо искать

Сегодня на рынке существуют решения, способные не просто анализировать вовлеченность сотрудников, но и делать это в режиме реального времени. Но и это еще не все: такие сервисы не только оценивают вовлеченность, но и измеряют ее. Да, в цифрах. И для этого даже не требуется участие самих сотрудников.

Речь о решениях, анализирующих текст. Сама по себе технология не нова — она уже некоторое время активно используется, например, в таких сферах, как финансы и PR. В HR же на основе анализа переписок в корпоративных сервисах — электронной почте, мессенджере — такие решения могут делать выводы о настроениях в коллективе в текущий момент времени. Синтаксис, выбор слов и смайлов могут многое сказать об этом.

советуем прочитать
Войдите на сайт, чтобы читать полную версию статьи
советуем прочитать