Почему плохие начальники обходятся компаниям в сотни миллиардов | Harvard Business Review Russia
Управление персоналом

Почему плохие начальники обходятся компаниям в сотни миллиардов

Томас Чаморро-Премузик
Почему плохие начальники обходятся компаниям в сотни миллиардов
ADAM GAULT/GETTY IMAGES

За последние сто лет достигнут существенный прогресс в улучшении условий труда, и он коснулся не только самых благополучных стран. После экономического кризиса 2008 года уровень безработицы в мире стабильно снижается, а количество новых рабочих мест, создаваемых благодаря технологическим прорывам, превышает потери рынка труда в результате автоматизации. Да, до сих пор существуют предприятия с невыносимым режимом труда, колл-центры без окон и фабрики, где приходится дышать асбестовой пылью. Но все же по большей части работникам сегодня не в пример лучше и проще, чем когда-либо раньше.

В нашем индустриализованном мире многие воспринимают свой опыт занятости с позиций потребителя. Стабильной, хорошо оплачиваемой работы и признания уже недостаточно. Люди хотят содержательных и значимых задач , стремятся найти дело по призванию, их складу. Они хотят гибкости, справедливой компенсации, мотивирующих задач, а больше всего, пожалуй, они хотят чувствовать, что могут свободно проявлять свое истинное «я». Ведущие работодатели понимают, что в борьбе за лучшие кадры они должны соответствовать этим немаловажным установкам.

И все же есть одна повсеместно возникающая нерешенная проблема — выгорание. Только в США из-за стресса, связанного с работой, экономика теряет $300 млрд в год. В такую сумму оцениваются потери из-за прогулов, снижение производительности труда, судебные и медицинские издержки. Неудивительно, что в многочисленных исследованиях раз за разом повторяется вывод, что стресс и выгорание являются главными катализаторами текучки кадров, несчастных случаев и травм, а также злоупотребления алкоголем и наркотическими веществами. Проблема существует даже в ведущих и самых востребованных компаниях. И причина, как правило, одна: плохое руководство.

В теории задача руководителей — защищать от стресса своих сотрудников и подчиненных, быть ориентиром надежности и стабильности в трудные моменты. В реальности, однако, руководители чаще выступают источником стресса, нежели защитой и опорой. И проблема встречается чаще, чем хотелось бы. Миллионы сотрудников по всему миру страдают от последствий плохого руководства , и в результате возникает выгорание, отчуждение, психологический и физический дискомфорт. В первую очередь это касается управленцев, допускающих абьюзивное, разрушительное поведение. Однако порой причиной стресса, снижения мотивации и рабочего настроя в коллективе является банальная некомпетентность руководителей. Отсутствие технической квалификации, представлений о том, как давать и получать обратную связь, неспособность оценить потенциал сотрудника или результаты работы подчиненных — вот лишь некоторые общие признаки некомпетентности.

Если перед организацией ставится задача повысить качество опыта сотрудников, начинать следует с повышения качества руководства. Это даст больший эффект в снижении уровня стресса на работе, чем любая другая мера. Здесь важно учитывать четыре важнейших урока.

Полная версия статьи доступна подписчикам
Вы уже подписаны?
Тогда авторизуйтесь
советуем прочитать
Где у вас клюет?
Олдройд Джеймс,  Макэлеран Кристина,  Элкингтон Дэвид