Есть идея: как развивать и использовать креативность сотрудников

Есть идея: как развивать и использовать креативность сотрудников
|11 ноября 2019| Нилофер Мерчант

Если бы ваша команда могла предложить больше сотни новых творческих идей в самых разных областях, от расширения рынка до методов оздоровления сотрудников и сокращения расходов на страхование, стали бы вы просить ее об этом? Что, если практически все эти идеи были бы реализованы и положительно повлияли на результаты деятельности компании… за какие-то $2 млн? Разве не этого хочет руководство любой компании? Конечно, этого.

Креативность важна, но как создать для нее условия? Развитие креативности само по себе требует творческого подхода. Однако большинство лидеров ограничивают креативность, определяя путь — кто и как должен внести свой вклад — вместо того, чтобы определить цель и попросить участвовать каждого.

Доказательством тому служит современная структура рабочих мест. В работе, посвященной «креативному классу», Ричард Флорида выделил рабочие места, которые требуют независимых суждений, принятия решений и генерирования идей, и обнаружил, что почти 60% рабочих мест США (77% по всему миру) практически не предполагают ни одной из трех перечисленных творческих функций. Это не значит, что 60% американских работников лишены творческих способностей, это значит, что работодатели их не задействуют. Многим лидерам сложно рассматривать каждого сотрудника в качестве потенциального участника творческого процесса. В одной из компаний, с которыми я работала, руководители говорили мне, что если задействовать творческий потенциал каждого, наступит хаос.

Вот как они справились с этой проблемой. Компания незапланированно получила дополнительные доходы в размере $2 млн, предлагалось пропорционально распределить их по статьям бюджета или выделить на проекты, считавшиеся ключевыми для будущего компании. В качестве консультанта по инновациям я предложила альтернативу: устроить хакатон творческих идей. Пусть все желающие и, вполне возможно, буквально каждый сотрудник представят на рассмотрение руководству новую идею и расскажут, как она будет работать.

Сначала в руководстве опасались, что единственным результатом будет полная неразбериха. Они считали, что и так знают, кто может или должен проявлять творческие способности, и какие стратегические возможности существуют. Заданный путь был гораздо более эффективным. Если открыть шлюзы и впустить поток идей, многие из них окажутся тупиковыми и будут пустой тратой времени для компании, доказывали они. Моя задача заключалась в том, чтобы убедить их в обратном.

Мы разослали всем электронное сообщение о том, что появилась неожиданная возможность инвестировать средства во что-то новое, и мы хотим узнать, что, по мнению сотрудников, можно изменить, создать или решить, причем действовать нужно быстро. Мы попросили сделать три вещи в течение трех недель. Во-первых, сформировать команды. Сотрудничество способствует инновациям, поэтому мы предложили сотрудникам объединиться для выработки идей. Тем самым можно избежать повторяющихся вариантов и лучше проработать близкие идеи. Затем мы попросили их составить план. Идеи могли относиться к повышению доходов, освоению рынка или экономии затрат, но команда могла сама определить их масштаб. Мы попросили всех бизнес-аналитиков распределиться по организации и, если будет нужно командам, по мере возможности им помогать. Мы не стали распределять функции, так как хотели, чтобы команды самостоятельно выбирали ресурсы. И, наконец, команды должны были рассказать нам, почему их идея важна для бизнеса.

Команда за командой делали свои презентации. Никакого хаоса не наблюдалось. Творческие идеи поступали из самых неожиданных источников.

Одна довольно консервативная и молчаливая сотрудница из отдела исследований рынка — белая рубашка, брюки хаки, незамысловатая стрижка и стопка папок в руках — предложила переделать систему обслуживания в столовой. Коллеги не считали ее «творческой личностью», и почти никто не предполагал, что она знает толк в хорошей кухне и не пропускает телевизионные кулинарные шоу. Она любила каждый вечер пробовать новые рецепты и угощать свою семью вкусными и полезными блюдами. Она нашла среди коллег тех, кто разделяет ее увлечение, и вместе они отправились к поварам, чтобы попросить их провести пару экспериментов. Во-первых, они предложили изменить планировку столовой, чтобы в первую очередь посетители могли выбирать более здоровую пищу. Сначала в столовой подумали, что это ударит по прибыли: макароны стоят дешево и долго хранятся, а свежие фрукты закупать более накладно, к тому же они быстро портятся. И все же вскоре стало понятно, что изменения нравятся посетителям, а обходятся не так уж и дорого.

Другой сотрудник, у которого обнаружилась угроза здоровью, предложил поставить возле лифтов таблички с рекомендацией во время обеденного перерыва пользоваться лестницами. Вместе эти творческие идеи сократили страховые выплаты компании приблизительно на 20% без дополнительных затрат. И это только два из множества предложений, получивших зеленый свет в результате хакатона идей.

В высшем руководстве были искренне удивлены, что у них есть необходимые кадры и даже средства на крупные, значимые изменения. Вполне вероятно, что так дела обстоят и в вашей организации. Но как совершить прорыв, аналогичный тому, о котором я рассказала? Большинство руководителей учили уделять внимание главному, а не охватывать все возможные мнения. Чтобы перейти от одного образа мыслей к другому, необходимо пересмотреть три мифа о креативности:

Миф №1. Не у всех есть способности к творчеству.

Многие думают, что творчество требует глубокого опыта или что для этого нужны «подходящие» люди. Так отсеиваются все те, чье новое видение, которое доступно только им, пошло бы на пользу организации, и ограничивается круг возможных результатов. Разрушьте барьеры, навязываемые ролями, профессиональной подготовкой и квалификацией, спросив всех: «Что бы вы хотели изменить к лучшему?»

Полная версия статьи доступна подписчикам
Выберите срок онлайн-подписки:

https://hbr-russia.ru/management/upravlenie-personalom/815477

2019-11-11T17:40:22.344+03:00

Mon, 11 Nov 2019 16:57:44 GMT

Есть идея: как развивать и использовать креативность сотрудников

Почему творческие задачи важно ставить для всей команды

Менеджмент / Управление персоналом

https://cdn.hbr-russia.ru/image/2019/8m/zuqzq/original-1agt.jpg

Harvard Business Review РоссияHarvard Business Review Россия

Harvard Business Review РоссияHarvard Business Review Россия