11 шагов, которые спасут от выгорания

11 шагов, которые спасут от выгорания
|14 ноября 2019| Наталия Пеарт

Всем известно, что чрезмерный стресс представляет собой угрозу для здоровья. Но не все знают, как влияет эмоциональное выгорание на бизнес-показатели. Из-за стресса в три раза повышается вероятность увольнения, снижается уровень стратегического мышления и творческих способностей. Эмоциональное выгорание представляет собой серьезную угрозу для финансовых результатов компании и обходится американской экономике в $300 млрд ежегодно — в такую сумму оцениваются прогулы, текучесть кадров, снижение продуктивности, страхование, медицинские и юридические расходы.

Все большее количество компаний осознает эту проблему, и все сильнее разрастается индустрия создания комфортной атмосферы на рабочем месте. Однако отдельные инициативы вроде организации тренажерного зала или комнат для отдыха не решат этот вопрос. Недавно проведенное исследование показало, что большинство программ оздоровления не приносят ожидаемого в интервале года-двух лет снижения расходов на медицину и количества прогулов. И это лишь одно из исследований; растет количество научных работ, предполагающих, что подобные программы не так уж и эффективны.

Чтобы снизить рабочий стресс, работодателям необходимо использовать подходы на уровне целой организации. Так сотрудники будут лучше себя чувствовать, а продуктивность бизнеса повысится. Задача кажется нереальной, но это не так. За тот десяток с лишним лет, что я работаю клиническим психологом и консультантом высших должностных лиц, я поняла кое-что важное: профилактика эмоционального выгорания включает в себя снижение уровня профессионального стресса вместе с повышением вовлеченности работников. Предлагаю несколько способов добиться и того, и другого.

Создать рабочую атмосферу, снижающую уровень стресса

Когда работник оказывается в ситуации стресса (например, из-за неопределенности ожиданий, недостижимых сроков или постоянной суеты), его организм переходит в режим «бей или беги». Этот режим активируется, когда тело чувствует опасность: в дело вступают самые эволюционно древние отделы нашего мозга, связанные больше с эмоциями, при этом способности к оценке долгосрочной перспективы, стратегическое мышление и умение находить новые решения снижаются. Если такое состояние сохраняется длительное время, результатом становится эмоциональное выгорание. Чтобы этого не допустить, необходимо создавать безопасную рабочую атмосферу и встраивать в повседневные рабочие процессы полезные привычки, направленные на снижение стресса.

Повышайте уровень психологического комфорта. Если на работе сотрудники чувствуют угрозу, невозможно создать доверительную атмосферу в команде, а без этого невозможны инновации и сотрудничество. В книге The Fearless Organization Эми Эдмондсон предлагает три шага для формирования психологически комфортной атмосферы. Во-первых, необходимо четко обозначать свои ожидания, ставя сотрудникам ясные цели. Во-вторых, нужно следить за тем, чтобы каждый сотрудник понимал, что его мнение учитывается и для вас это важно. Для этого можно чаще давать работникам слово на собраниях и проводить мозговые штурмы (вместо того чтобы иерархически спускать решения сверху). В-третьих, рабочая обстановка должна стимулировать, но при этом быть безопасной. Ваши сотрудники должны знать, что неудача — это нормально. Отмечайте тех, кто мыслит нестандартно, а также регулярно запрашивайте у сотрудников обратную связь — так станет понятно, что вы все в одной лодке.

Устраивайте регулярные перерывы в течение рабочего дня. Мозг человека способен на сосредоточенную работу в течение 90—120 минут; затем ему нужна передышка. Поэтому необходимо мотивировать работников раз в пару часов покидать рабочее место и мысленно отключаться от сложных задач. Предлагайте им выходить на прогулку (особенно если до этого было несколько долгих совещаний), высылайте напоминания об этом в календаре, вдохновляйте их собственным примером. Физическая активность и отдых от умственной работы дадут вашим сотрудникам возможность всегда работать продуктивно.

Поощряйте использование закрытых пространств для выполнения сложных задач, требующих концентрации внимания. В офисах открытой планировки часто много отвлекающих факторов,  сотрудники испытывают повышенный стресс и продуктивность снижается. Опенспейс зачастую формирует культуру общения, которая поощряет неожиданные собрания и незапланированные обсуждения. Если у вас нет закрытых кабинетов и пространств, где сотрудники могут уединиться для сосредоточенной работы или отдыха, можно использовать таблички с надписью «Не беспокоить» или ставить в календарь «тихие часы».

Полная версия статьи доступна подписчикам
Выберите срок онлайн-подписки:

https://hbr-russia.ru/management/upravlenie-personalom/816100

2019-11-14T17:38:46.748+03:00

Thu, 14 Nov 2019 14:38:52 GMT

11 шагов, которые спасут от выгорания

Как создать психологический комфорт и рабочий настрой в коллективе

Менеджмент / Управление персоналом

https://cdn.hbr-russia.ru/image/2019/8s/17ets2/original-1k9g.jpg

Harvard Business Review РоссияHarvard Business Review Россия

Harvard Business Review РоссияHarvard Business Review Россия