Почему скучная работа не может быть эффективной

Почему скучная работа не может быть эффективной
|19 ноября 2019| Шэрон Паркер Даниэла Андреи Аня ван ден Брук

Показатели вовлеченности остаются стабильно низкими, а в некоторых странах  постоянно падают. «Скучной» и «утомительной» считается работа на высококлассных консалтинговых позициях: нужно делать то, что тебе говорят. В этом году в The Guardian вышла статья о том, что с работниками склада Amazon обращаются «хуже, чем с роботами». Комплектовать заказы приходится бегом, и даже отлучиться на несколько минут многие не могут себе позволить, так как за ними ведется непрестанное электронное наблюдение. СМИ подтверждают рост рабочей нагрузки, в том числе много говорится о влиянии «всепоглощающей занятости на работе» на женщин, а авторы популярных книг сетуют на демотивирующий труд и высчитывают огромную плату, которой от нас требует стрессовая работа по всему миру.

Мы считаем, что отсутствие вовлеченности, выгорание и неудовлетворенность сотрудников являются результатом плохо спланированной работы. Разработка рабочих процессов затрагивает характер и организацию задач, действий и обязанностей в рамках позиции или рабочей роли. С психологической точки зрения, когда работа хорошо спланирована, у сотрудников есть интересные задачи, им предоставлено достаточно автономии для их выполнения, они поддерживают нужное количество социальных контактов с окружающими и имеют приемлемый уровень требований к задачам: разумные рабочие нагрузки, четкие обязанности и эмоциональное давление, с которым можно справиться.

Для сотрудников к преимуществам такого правильного построения рабочих функций относится удовлетворенность от процесса, вовлеченность, нормализация баланса между работой и домом, снижение стресса, улучшение самочувствия и развитие общего чувства цели. Для компаний хорошо спланированные трудовые процессы означают возможность максимально использовать и развивать свои кадры, предоставляя им все большую автономию, что является одним из сильнейших стимулов креативности, активной вовлеченности и инновационного мышления у сотрудников. Когда же работа спланирована плохо, все наоборот. Имеющиеся рабочие роли могут стать невыносимыми и демотивирующими, особенно те, что подразумевают много повторяющихся задач, которые к тому же жестко контролируются, или те, где уровень требований подавляет сотрудников.

Несмотря на преимущества хорошо продуманных рабочих процессов, во многих компаниях дела по-прежнему обстоят плохо. Почему так? Стандартный ответ подразумевает внешние обстоятельства — скажем, упадок профсоюзов или неадекватное трудовое законодательство. Мы согласны с тем, что крупномасштабные переменные важны, однако наши исследования говорят о том, что дело не только в них.

Исследование №1: Руководители часто делают скучную работу еще скучнее

Чтобы понять, почему плохое планирование рабочих процессов по-прежнему преобладает во многих организациях по всему миру, мы провели исследование и попытались выяснить, как люди мыслят и разрабатывают рабочие роли для других. В более раннем исследовании, в котором студентам управленческих факультетов предложили создать рабочие места на уровне университета, большинство придумывали роли с повторяющимися и скучными обязанностями из-за предубеждения, что так — более эффективно. Нашей целью было выяснить, относится ли тот же вывод к руководителям и действующим специалистам.

Мы пригласили руководителей и специалистов из сферы социальных услуг (организационных психологов, менеджеров по безопасности, инспекторов по охране здоровья и безопасности) принять участие в двух онлайн-экспериментах. В ходе первого эксперимента участники должны были придумать новую должность. За основу было взято описание работы делопроизводителя на полставки с функциями исключительно ксерокопирования и регистрации документов. Мы просили их придумать позицию с полной занятостью, выбрав дополнительные задачи из списка и добавив их к текущим обязанностям. Участники могли сделать работу еще более скучной, добавив больше задач по ксерокопированию и подшивке документов, или они могли сделать ее более значимой и интересной с добавлением таких функций, как встреча посетителей и помощь в проекте по улучшению качества. Участникам было сказано, что все задачи актуальны, служащий способен справиться со всеми предложенными обязанностями, и эта работа будет для него постоянной.

Удивительным открытием (особенно учитывая, что мы сознательно сосредоточились на руководителях и специалистах из сферы социальных услуг) стало то, что почти половина (45%) участников разработали позицию, обязанности которой были еще более скучными и почти полностью состояли из ксерокопирования и подшивания документов — и это на протяжении восьми часов в день.

Исследование №2: Руководители скорее «исправят сотрудника», чем изменят характер работы

Затем мы попросили участников представить себя руководителями в различных ситуациях, когда возникают проблемы с сотрудниками. Например, мы дали участникам следующий сценарий: у них в подчинении работает сотрудник склада (Карен), в 50% случаев она не выполняет работу в срок. В каждом случае мы давали понять, что рабочий процесс выстроен плохо. В примере с Карен мы оговорили, что она «все делает быстро» и часто «бегает» за товарами, но все равно не может вовремя их забрать. Затем участники должны были оценить эффективность различных стратегий по решению этой проблемы. Некоторые стратегии были нацелены на «исправление плохо выстроенного рабочего процесса», а другие — на «исправление работника».

Несмотря на то что многие участники выбрали стратегии по исправлению плохо продуманного процесса (например, «спланировать работу так, чтобы задачи не были привязаны ко времени»), многие из остальных все же решили «исправить сотрудника». Например, несмотря на то что Карен часто приходилось бежать, чтобы успеть вовремя, более двух третей участников заявили, что «отправят Карен на тренинг»; почти треть решили «посоветовать Карен улучшить физическую форму» и почти четверть решили «пригрозить Карен сокращением зарплаты, если она не будет выдерживать сроки». Во всех этих стратегиях вина косвенно возлагается на работника, хотя фундаментальной проблемой является плохо спроектированный рабочий процесс.

Что делать организациям?

Полная версия статьи доступна подписчикам
Выберите срок онлайн-подписки:

https://hbr-russia.ru/management/upravlenie-personalom/816515

2019-11-19T17:04:49.376+03:00

Tue, 19 Nov 2019 19:59:26 GMT

Почему скучная работа не может быть эффективной

Как на самом деле нужно ставить задачи сотрудникам

Менеджмент / Управление персоналом

https://cdn.hbr-russia.ru/image/2019/8z/10l8mn/original-1bf5.jpeg

Harvard Business Review РоссияHarvard Business Review Россия

Harvard Business Review РоссияHarvard Business Review Россия