Как оставаться лидером, когда все работают из дома

Как оставаться лидером, когда все работают из дома
22 апреля 2020| Вартан Диланян

Эпидемия Covid-2019 за считаные дни полностью изменила работу тысяч компаний. Многим руководителям пришлось перейти на удаленный режим, и это далось непросто — управлять процессами и нести ответственность за благополучие сотрудников в такой ситуации особенно сложно. Как действовать лидеру, чтобы сохранить командный дух и эффективность работы?

Как показывает исследование, проведенное Accenture среди 15 тыс. сотрудников в 10 странах, коллективу нужна поддержка руководства сразу на трех уровнях. На базовом уровне — физические потребности: в условиях кризиса люди хотят быть в безопасности. На среднем уровне — психологическое состояние: людям сложно переключиться на новый формат (дома непросто выдерживать рабочие часы, часто не хватает самодисциплины, а многим нужно ухаживать за детьми и пожилыми родственниками). Вершина «пирамиды» — потребность в общении и связь с общим делом: сотрудникам необходимо чувствовать причастность к тем задачам, которые решает бизнес.

Единого сценария, который поможет, нет. Но есть несколько правил, которые позволят пройти период адаптации и сохранить эффективность даже при дистанционной работе.

1. Создайте «оперативный штаб» из топ-менеджеров

Переход в дистанционный формат должен стать нормальной процедурой, которую можно практиковать и в будущем. Поэтому обновите политики компании по всем важнейшим пунктам: поездки (которые станут возможны после завершения режима самоизоляции), форматы и часы работы, инструменты для дистанционной связи, отпуска и т.д. Это первый шаг.

Далее необходимо проработать и создать условия, которые смягчат физическое и психологическое воздействие кризиса на сотрудников, например, по таким вопросам как поддержка в уходе за детьми или пожилыми родственниками. Расскажите людям, как лучше обустроить домашний офис, обучите работе с новыми программами и технологиями, организуйте технологическую инфраструктуру. Все эти вопросы как раз должен решать специальный штаб, состоящий из высшего руководства компании и необходимых специалистов.

2. Забудьте про иерархию

Если вы еще не привыкли работать в «гибких» командах — самое время начать. Просто доверьтесь своему коллективу: дайте возможность сотрудникам работать с клиентами удобным им действенным способом, а менеджерам принимать самостоятельные решения. Именно в это время есть смысл сократить «дистанцию до руководства». Снизьте градус формальности, используйте чаты или коммуникацию «один на один» для обсуждения возникающих проблем.

3. Распространяйте ценности компании на все, что делаете

Во время карантина людям особенно нужно чувство локтя. Ничто не так не поддерживает ощущение единства, как следование общим целям. А это значит, что ценности вашей компании должны считываться в каждом действии сотрудника или руководителя: зачем они делают именно это, почему именно сейчас? Доносите до коллектива и ваши собственные ценности, пусть они станут голосом вашего бизнеса. Разговаривая с командой, отдавайте предпочтение словам, в которых слышится эмоциональная поддержка: она очень важна для поддержания здорового климата.

4. Живые истории лучше сухих цифр

Сегодня компании собирают огромные объемы данных, показателей и прогнозов. Но людям нужны реальные, живые истории. Сотрудникам очень важно видеть, что рядом с ними — опытный, спокойный и уверенный лидер. Не закидывайте коллектив письмами, не мучайте обилием совещаний, новыми директивами и отчетами. Лучше расскажите о том, как справляются с ситуацией их коллеги.

5. Избавьте людей от неприоритетных задач

Во времена неопределенности сотрудники волнуются за свою работу и доход. Поэтому важно четко расставить приоритеты и направить ресурсы в те направления, которые помогут всей компании пережить сложное время. Необходимо выбрать, чему стоит уделить внимание, а что поставить на паузу. Для этого проработайте различные сценарии развития событий (например, длительность карантина) — это позволит оценить необходимые ресурсы. Объясните сотрудникам, что часть процессов поставлена «на стоп» намеренно, чтобы позаботиться о благополучии компании и их собственном благополучии. Для достижения ключевых целей создавайте рабочие команды, основываясь на способностях людей, а не на функциях, прописанных в штатном расписании.

6. Напомните топ-менеджерам про необходимость эмпатии

Внимание ваших сотрудников будет приковано к тем руководителям, которые возглавят «перезагрузку» процессов. Позаботьтесь о том, чтобы эти люди помимо профессиональных качеств могли проявить эмпатию и заботу. Выберите тех топ-менеджеров, которых больше всего уважают в команде, и поручите им чаще общаться с сотрудниками. Переключите их внимание с KPI на поступательное движение вперед. Пусть каждая онлайн-встреча с сотрудниками начинается с неформального общения. Будьте человечнее. Дайте понять сотрудникам, что не стоит бояться поставить семью выше продуктивности и что совершенно нормально, если во время онлайн-встречи в комнату забежит ребенок или залает собака. Не нужно делать вид, что все по-прежнему находятся в офисе, если каждый сидит в своей квартире или доме.

7. Не допускайте пробелов в коммуникации

Не оставляйте вакуума в общении. Отвечайте на вопросы ваших сотрудников, даже если все, что вы можете ответить, можно сформулировать фразой «Хороший вопрос. Мы не знаем, но разберемся». Проводите регулярные краткие встречи для того, чтобы своевременно получить обратную связь.

8. Продумайте культуру удаленной работы на будущее

Уже сейчас можно вынести из сложившейся ситуации важный урок: компания должна быть всегда готова переключить часть своих команд в дистанционный режим. Только так можно выстраивать устойчивый бизнес. Запланируйте тренинги руководителей высшего и среднего звена по управлению удаленными сотрудниками. Инвестируйте в создание дистанционных команд сегодня и в долгосрочной перспективе. Стимулируйте тех, кто наиболее эффективен в удаленной работе, мотивируйте их обучать менее приспособленных коллег.

9. Не дайте кризису остановить вас

Выделите два часа в день на проработку глобальных задач и подготовку компании к будущему. Поначалу будет казаться, что вы вырываете из рабочего процесса ценное время, но поверьте: именно эти часы позволят вам не утонуть в рутине и дать бизнесу стимул к развитию. Пандемия завершится, а люди и бизнес останутся.

Об авторе. Вартан Диланян — генеральный директор Accenture в России и Казахстане.

https://hbr-russia.ru/management/upravlenie-personalom/828701

2020-04-22T16:00:27.972+03:00

Wed, 22 Apr 2020 13:00:28 GMT

Как оставаться лидером, когда все работают из дома

Девять советов руководителю

Менеджмент / Управление персоналом

https://cdn.hbr-russia.ru/image/2020/35/y5ozw/original-189p.jpg

Harvard Business Review РоссияHarvard Business Review Россия

Смотрите на YouTube-канале HBR Россия «Счастливая жизнь после работы» vs «Умереть у станка»
Подробнее
Закрыть

Harvard Business Review РоссияHarvard Business Review Россия