Как организовать удаленную работу без бесконечных видеоконференций | Harvard Business Review Russia
Управление персоналом

Как организовать удаленную работу без бесконечных видеоконференций

Даррен Мерф , Марко Минерви , Фаниш Пуранам
Как организовать удаленную работу без бесконечных видеоконференций
Edwin Remsberg/Getty Images

Из-за кризиса в связи с эпидемией COVID-19 многие перестали ездить в офис, и работодатели в целом, пусть иногда и с неохотой, признали, что эффективно работать можно и из дома. Будто из стремления компенсировать дистанцию и поддерживать — виртуально — жизнь офиса в компаниях призывают не отступать от привычного рабочего графика. Идея этого призыва в том, что работа из дома — это отлично и даже очень эффективно, если можно в течение дня в любой момент выйти на связь с помощью видеозвонков.

Но сотрудникам на удаленке часто сложно организовать себе «рабочий день», ведь накладываются еще и семейные дела, особенно когда всем приходится оставаться дома. Эффективно ли на самом деле придерживаться установленных временных интервалов? Или можно не смотреть на часы?

Судя по всему, правильный ответ — можно не смотреть на часы. До пандемии мы изучали практику удаленной работы в технологической компании GitLab и пытались оценить, что может дать компаниям отказ от привязки к определенному временному режиму и физическому офису, и вот что выяснили.

Вызов GitLab

Со времени своего основания в 2014 году GitLab работает с полностью удаленным составом сотрудников, насчитывающим 1300 человек в 65 странах мира. Распределенная git-система организации процесса позволяет членам команды вести проекты из любой точки мира и в любое время. Поскольку рабочий день «с 9 до 17» в разных частях света складывается в постоянно продолжающуюся непрерывную смену, работа не прекращается круглые сутки, и это позволяет добиваться высокой производительности. Звучит отлично, но управление распределенной рабочей силой, рассредоточенной в пространстве и во времени, задает непростую задачу координации с самыми разными последствиями организационного характера.

Самый логичный способ распределения задач в рассредоточенном коллективе — сделать их модульнымии автономными, чтобы практически не требовалось прямой координации: работники могут быть фактически не в курсе дел коллег. Вот почему распределенная работа может быть такой эффективной в колл-центрах и при проведении патентной экспертизы. Но такое решение не всегда годится для видов деятельности, связанных с разработкой и инновациями, поскольку взаимозависимости между разными составляющими проектов не всегда легко предусмотреть заранее.

Для такой сложной работы часто лучше подходит совместное присутствие команды и непрерывные коммуникации, имеющие два главных преимущества: синхронность и многообразие способов передачи информации. Временной лаг взаимодействия между двумя или несколькими исполнителями в едином рабочем пространстве почти нулевой. Важно еще учитывать, что даже один и тот же по содержанию разговор в очном и виртуальном формате происходит по-разному: технологии не позволяют в полном объеме передавать неформальные сигналы и фоновую контекстную информацию — легко ли уловить реакции собеседников на конференции в Zoom?

Получается, если пытаться просто воспроизвести в онлайн-режиме (с помощью видео- или голосового чата) то, что раньше делалось в условиях совместного присутствия команды, вряд ли это будет успешная и полноценная стратегия. Тем не менее такой подход с возможностью «видеть друг друга» чаще всего выбирают по умолчанию, когда приходится по необходимости работать удаленно. Об этом свидетельствуют данные нашего исследования о дистанционной работе в начальный период после объявления локдаунов по всему миру.

Непрямая координация

Полная версия статьи доступна подписчикам
Вы уже подписаны?
Тогда авторизуйтесь
советуем прочитать
Отток клиентов: чего вам не надо делать
Ева Аскарза,  Льенгар Рагхурам,  Шлейхер Мартин
Цифровой самиздат
Владимир Рувинский