Хотите следить за сотрудниками? Делайте это открыто! | Harvard Business Review Russia
Управление персоналом

Хотите следить за сотрудниками? Делайте это открыто!

Ричард Бухбанд , Томас Чаморро-Премузик
Хотите следить за сотрудниками? Делайте это открыто!
Andrius Banelis

Еще до пандемии COVID-19 было ясно, что эмпатия — способность понимать и щадить чужие чувства — одно из лидерских качеств, характерных для лучших начальников. Эмпатия стала еще важнее в условиях коронавирусного кризиса, вынудившего руководителей больше внимания уделять физическому и психическому благополучию своих сотрудников, а также учитывать нюансы их личных обстоятельств, чтобы помогать им справляться со стрессом и сохранять стойкость.

Эта непростая задача еще больше усложняется в связи с нашей нынешней зависимостью от коммуникационных технологий. Сегодня приходится подменять личные контакты сеансами видеосвязи и осваивать труднодоступное искусство проявлять эмпатию перед видеокамерой. По природе своей человеческие отношения эмоциональны, но обусловленные ими эмоции сложно передать в цифровой среде. Ощущать и проявлять эмоции перед экраном компьютера или гаджета и взаимодействовать с человеком, который физически находится рядом, — совсем разные вещи.

Положение руководителей делают еще более затруднительным этические и правовые тонкости управления сотрудниками, работающими только удаленно. Многие менеджеры ничего не знают об этих нюансах или упускают их из виду. Границы между профессиональной и личной жизнью людей были сильно размыты и до того, как удаленная работа распространилась повсеместно, а сейчас они стали еще неопределеннее.

Мы полагаем, что непросто уравновесить проявление эмпатии по отношению к сотрудникам (которое может заключаться в том, что руководитель чаще выходит на связь с ними, оценивает их общее эмоциональное состояние и задает вопросы об их личных обстоятельствах) и уважительное отношение к неприкосновенности их частной жизни. Некоторые проблемы — в большей степени этические, чем правовые, и руководителям не стоит рассчитывать на то, что для их решения достаточно здравого смысла. Например, нет никаких правовых препятствий для того, чтобы проводить удаленные совещания в традиционные рабочие часы, но этика явно требует принимать во внимание личные обстоятельства людей (например, родительские обязанности, местные ограничительные меры, отсутствие возможности уединиться в тихом месте в домашних условиях). Иногда это цифровые проблемы, проистекающие из беспрецедентной зависимости от технологий, формирующих цифровую среду для удаленной работы — очевидных и незримых. Вспомните усталость от Zoom, необходимость осваивать новые технологии, а также падение производительности труда в связи с переходом от традиционных совещаний к виртуальным. Сейчас как никогда руководителям нужно не только понимать, как вести себя, чтобы быть хорошим начальником — то есть видеть, что нужно, например, вдохновлять, объединять и понимать подчиненных, — но и осознавать, какие могут быть последствия, если практиковать такое поведение, виртуально присутствуя в домах сотрудников.

Рассмотрите изложенный ниже сценарий, знакомый немалой доле всех наемных работников мира.

Полная версия статьи доступна подписчикам
Вы уже подписаны?
Тогда авторизуйтесь
советуем прочитать
Книги
Никольская Вера подготовила