Что не так с лояльностью ваших сотрудников | Большие Идеи

・ Управление персоналом

Что не так с лояльностью
ваших сотрудников

Почему лояльные сотрудники могут представлять опасность для компании

Автор: Алексей Клочков

Что не так с лояльностью ваших сотрудников
Фото: Free To Use Sounds / Unsplash

читайте также

Что нужно знать о пинке под зад

Фредерик Герцберг

Знать заранее

Элберс Анита

Три шага, которые сделают ваших сотрудников счастливыми

Алекс Лю

По карману ли вашим клиентам мобильная реклама?

Джеймс Гросс,  Крис Болман

Когда говорят о лояльности персонала, обычно подразумевают, что речь идет о преданности компании в целом. Но, как показывает практика, сотрудники могут быть верны не только организации, но и своей работе, коллегам, а также непосредственному руководителю. Что же в действительности влияет на срок пребывания людей в компании?

Платформа Happy Job провела тысячи исследований c помощью методики eNPS (Employee Net Promoter Score — индекс лояльности сотрудников, аналог известного индекса NPS). Сотрудникам задают один вопрос: «Готовы ли вы рекомендовать вашу компанию друзьям в качестве потенциального места работы?» Для ответа предлагается шкала от 0 до 10, где 0 — никогда не порекомендую, а 10 — с удовольствием порекомендую. В результате вычисляется индекс лояльности — это сумма в процентном отношении промоутеров (тех, кто поставил 9 и 10 баллов) и скептиков (7 и 8 баллов).

Анализ показал, что люди рекомендуют свою компанию как место работы, если считают условия труда удовлетворительными, видят возможности для профессионального и карьерного роста. Однако индекс eNPS демонстрирует оценку фирмы в целом и не включает влияние непосредственного руководителя. Между тем, многолетние наблюдения и исследования на всех этапах жизненного цикла персонала говорят о том, что большинство сотрудников уходят не из организации, а от руководителя. Поэтому увольнения при высоких показателях eNPS — зачастую свидетельство недовольства менеджером, а не компанией. Распространена и обратная ситуация — лояльные фирме сотрудники увольняются целым коллективом вслед за руководителем. Это значит, что преданность начальнику была выше, чем преданность организации.

На наш взгляд, важно проводить параллельно два исследования: выяснять, насколько сотрудники готовы рекомендовать как свою компанию, так и своего непосредственного руководителя. Если индексы лояльности компании и руководителя расходятся более чем на 7 процентных пунктов, это повод бить тревогу.

Лояльность к организации выше, чем к руководителю

Оценивая компанию, сотрудники оперируют такими понятиями, как репутация, гарантии, внутренняя культура, перспективы в организации. Требования к руководителям обычно более приземленные. В 2020 году Happy Job опросила 7 тыс. сотрудников средних и крупных российских фирм и выяснила, что чаще всего начальников рекомендуют за умение выстраивать доверительные отношения в команде, давать качественную обратную связь, поддерживать.

Ситуация, когда индекс лояльности организации существенно выше, чем непосредственному начальнику, несет множество рисков для компании. Низкий индекс eNPS руководителя свидетельствует о провалах в его управленческих компетенциях — возможно, у него есть любимчики среди подчиненных, он непоследователен в своих действиях, не смог наладить отношения с командой, использует двойные стандарты при оценке людей.

Чтобы поддерживать в подразделении правильную рабочую атмосферу, руководитель должен установить общие для всех правила, вне зависимости от стажа работы, достижений и т. д. Желательно избегать приватных разговоров, отсылок к фактам, понятным лишь избранным, — такое поведение сеет недоверие по отношению к начальнику и отдельным членам команды. Кроме того, важно выстроить процесс регулярной обратной связи и обсуждать с подчиненными текущие задачи, профессиональное развитие, часто и обоснованно их хвалить. Оптимальный вариант, когда компания сама организует обучение руководителей необходимым управленческим навыкам.

Лояльность к руководителю выше, чем к организации

Перекос индекса лояльности в сторону менеджеров — более распространенный в России вариант. Причины могут быть самыми разными. Например, в организации неудовлетворительные условия труда, отсутствуют перспективы для роста. В этом случае удерживать сотрудников от увольнения будет только преданность руководителю.

Низкую лояльность компании может провоцировать и сам менеджер. Рассмотрим несколько вариантов.

1. Начальник выставляет высшее руководство и его решения в негативном свете. Одна из задач менеджера — отстаивать в разумных пределах интересы команды: говорить высшему руководству о нереалистичности планов и т. д. Но забота о подчиненных иногда приобретает крайнюю степень и выливается в позицию «команда против организации».

Бывает, что из-за личных причин (обида на коллег или высшее руководство, недовольство по поводу места работы) начальник акцентирует внимание команды исключительно на недостатках топ-менеджмента, стратегии и корпоративной культуры компании. Подобное поведение может привести к разрушительным последствиям: сотрудники будут тормозить внедрение изменений, а также саботировать работу в кросс-функциональных проектах.

2. Руководитель не рассказывает о целях и стратегии организации или транслирует свои собственные цели. В первом случае налицо пренебрежение должностными обязанностями: руководитель не хочет или не считает важным информировать команду о том, куда идет компания, каковы общие цели и задачи. Это приводит к снижению вовлеченности и лояльности сотрудников — они не видят глобального результата своего труда, а наблюдают лишь узкий участок работы в пределах подразделения.

Во втором случае начальник ставит свои интересы выше интересов компании. Возможно, он не планирует продолжать карьеру в организации, а команда при этом действует в его интересах, а не компании в целом.

3. Руководитель не рассказывает о важности проводимых в фирме изменений или говорит о них в негативном ключе. Любые преобразования в организации встречают сопротивление — люди боятся, что новшества приведут к ухудшению их положения. Важно объяснять сотрудникам необходимость изменений, быть открытым к диалогу на всех уровнях — от генерального директора до непосредственного руководителя. Если менеджер, стоящий в конце этой коммуникационной цепочки, отмалчивается или высказывается против нововведений, сотрудники сочтут изменения опасными для себя и станут тормозить их внедрение. В глазах подчиненных начальник будет выглядеть честным человеком, отстаивающим интересы команды, а компания — врагом.

4. Руководитель не доносит информацию о карьерных перспективах. Возможно, он не знает о внутренних программах карьерного роста либо не хочет потерять ценных исполнителей. Как вариант — боится, что более талантливый сотрудник его «подсидит». При этом руководитель может профессионально развивать своих людей, но игнорировать вопросы повышения. В перспективе специалисты перерастают свои должности и уходят из организации.

Лояльность начальнику — ключевой фактор слаженной работы коллектива. На практике это значит, что менеджер выстроил продуктивную среду, занимается профессиональным развитием подчиненных, проявляет человеческое участие в их жизни, как профессиональной, так и личной. Но если сотрудники лояльны руководителю, но нелояльны компании — организация сильно рискует.

Как выровнять индексы лояльности

Если работники преданы своему руководителю, а не компании, высший менеджмент должен сконцентрироваться на повышении индекса лояльности организации. И для начала выяснить причины недовольства. Это можно сделать опять-таки с помощью исследования eNPS, но дополнить основной вопрос открытым и уточнить причины оценки. Как вариант — провести опросы вовлеченности и удовлетворенности.

Многие люди хотят быть частью организации с известным брендом, хорошей репутацией, общественно значимым продуктом. Поэтому работа над HR-брендом — инвестиция в высокую лояльность компании. Сотрудникам необходимо рассказывать об успехах организации, ее стратегических целях, о ценности продукта для клиентов. Если руководитель не выполняет эту задачу, частично ее может решить HR-отдел: организовать рассылку с актуальными новостями о компании, популяризировать корпоративные достижения, доносить информацию о внедряемых изменениях.

Точно так же следует поступить с карьерными вопросами. HR-специалисты могут вести раздел на корпоративном портале, рассказывать о программах обучения, стажировках, открытых вакансиях, а также заниматься карьерными консультациями.

Однако HR не сможет полностью заместить функционал руководителя — если в компании сотни или тысячи сотрудников, об индивидуальном подходе не может быть и речи. К тому же персонал больше доверяет непосредственному начальнику, чем вышестоящим или функциональным менеджерам, поэтому важно обучать руководителей подразделений необходимым навыкам.

Менеджеры так же, как и их подчиненные, нуждаются в обратной связи, похвале, возможностях для профессионального и карьерного роста, и компании часто упускают этот момент. Повысить лояльность среднего менеджмента помогут следующие меры:

  1. Программы обучения для руководителей. Они должны иметь возможность прокачивать свои лидерские и управленческие компетенции.

  2. Развитие наставничества. Опытные руководители должны помогать менее опытным коллегам, как мотивировать команду, давать обратную связь, расставлять приоритеты и т. д.

  3. Личные встречи с топ-менеджментом. Это полезно при внедрении изменений, чтобы руководитель мог проникнуться новыми идеями и донести их до команды.

Очень важно, чтобы сотрудники одновременно были лояльны и организации, и руководителю, поэтому компаниям следует повышать оба индекса и устранять перекосы в какую-либо сторону.