Траектория таланта | Harvard Business Review Russia
Управление персоналом

Траектория таланта

Филонович Сергей
Траектория таланта

До публикации книги исследователей из McKinsey «Война за таланты» само слово «талант» было малоупотребительно в теории менеджмента. Зато в последние десять лет оно не сходит со страниц деловых изданий. Борьба за «звездных» сотрудников, стратегия их пестования и удержания стали едва ли не центром всей системы управления персоналом. Но, как это часто бывает в теории менеджмента, на сильное утверждение тут же нашелся сильный контраргумент. В 2002 году американский журналист Малкольм Гладуэлл опубликовал в New Yorker статью под названием «Миф о таланте», в которой оспорил выводы исследований McKinsey. В частности, он связал крах печально известной Enron с бытовавшим в компании преклонением перед «гениями» и пренебрежением всеми остальными. Организации типа Enron Гладуэлл назвал «нарциссами». К звездным сотрудникам там особое отношение, им прощают все, даже ошибки, выливающиеся в огромные убытки; позволяют бесконтрольно экспериментировать в любых сферах, в том числе финансовой. Гладуэлл противопоставил коллективному нарциссизму Enron организацию, в которой никто не претендует на гениальность, — глубоко провинциальную, но при этом крепко скроенную Procter & Gamble со штаб-квартирой в Цинциннати. Впоследствии оппоненты McKinsey выдвинули лозунг «Неталантливых людей не бывает!» и призывали вовсе отказаться от использования этого термина в корпоративном лексиконе.

Однако современная компания слишком сложна, чтобы ее можно было раскрасить одной краской. Весь опыт человечества показывает, что одни могут достичь большего, чем другие. Разумеется, о природе таланта размышляли и размышляют применительно к разным областям, в первую очередь, — к искусству. Занятно, что сущность художественной креативности попытался понять и ученый из, казалось бы, далекой от искусства сферы — экономист, профессор Чикагского университета Дэвид Галенсон. И главное его открытие, описанное в книге «Old Masters and Young Geniuses»: существуют две кардинально различные траектории развития творческого человека.

Полная версия статьи доступна подписчикам
Вы уже подписаны?
Тогда авторизуйтесь
советуем прочитать
Мудрый руководитель
Нонака Икудзиро,  Такеути Хиротака
Двойной капкан
Иршинская Лариса,  Анна Натитник
Нелегкая дружба
Сабина Наваз