Здоровый взгляд на неудачу | Большие Идеи

・ Управление персоналом
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

Здоровый взгляд
на неудачу

Неадекватная реакция на неудачу может пустить вашу карьеру под откос. Определите свой тип личности и воспользуйтесь предложенными стратегиями, чтобы изменить свои «неконструктивные» привычки.

Авторы: Даттнер Бен , Хоган Роберт

Здоровый взгляд на неудачу

читайте также

Почему пирамида Маслоу не всегда работает

Сьюзен Дэвид

10 советов по созданию здоровой корпоративной культуры

Джулио Д'Эрме

Инновации вне закона

Тарун Ханна

Как принимают решения венчурные капиталисты

Илья Стребулаев,  Пол Гомперс,  Стивен Каплан,  Уилл Горналл

В фильме Акиры Куросавы «Расемон» (1950 год) история насильника и убийцы рассказана от лица четырех героев. Мораль очевидна: разные люди видят одни и те же события по-разному.

В корпоративной среде этот феномен проявляется особенно ярко, когда речь идет о плохо выполненных заданиях и неудачах. Допустим, подчиненный доволен итогами своей работы, а для начальника они абсолютно неприемлемы. Или коллеги, обсуждая потерпевший явное фиаско проект, не могут сойтись во мнении относительно причин

провала. Такие разногласия плохо сказываются на отношениях в коллективе и зачастую представляют собой более серьезную проблему, чем приведшее к ним событие. Менеджерам и организациям стоит пристально следить за тем, как люди воспринимают критику и негативные отзывы. Ведь именно от этой реакции во многом зависит карьера.

Вот какая история произошла в одной фармацевтической компании, решившей получить в Управлении по контролю качества пищевых продуктов и лекарственных средств США (FDA) разрешение на новое применение уже существующего препарата (некоторые подробности изменены из соображений конфиденциальности). Чтобы подать заявку в FDA, необходимо было провести масштабный анализ данных, и ответственной за эту работу назначили Венди, талантливого научного сотрудника. С одной стороны, анализ должен был быть максимально точным и полным, с другой — предстояло выполнить его быстро и уложиться в смету. Венди рассмотрела несколько методик и предложила ту, которая, по ее мнению, лучше всего отвечала этим требованиям. Ее начальник Джордж, главный статистик компании, одобрил план, и они вместе представили его вице-президенту по делам медицины Дону. И хотя Дон предпочел бы более обстоятельную методику, он признал, что на нее пришлось бы потратить больше средств, и дал Венди добро.

Исследования длились несколько месяцев, но эффективность нового применения препарата не подтвердилась, и заявку в FDA подавать не стали. В компании к этому отнеслись по-разному. Дон на чем свет стоит ругал отдел статистики, а особенно Джорджа за неправильную методику. Джордж считал, что он и его отдел ни при чем, и злился на Дона, ограничившего проект в средствах и фактически вынудившего их выбрать более дешевый вариант. Начальникам стало трудно работать вместе. Венди же решила, что это она не оправдала ожиданий, и, потеряв уверенность в себе, едва выполняла следующие задания.

Почему у этих людей сложились столь разные представления о происшедшем?

Все дело в типе личности

В психологии личности существует методика (заимствованная у бихевиористов), которая позволяет выявлять и анализировать реакцию людей на неудачу и их склонность во всем винить себя. Проанализировав информацию о нескольких сотнях тысяч руководителей из всех отраслей промышленности, мы выделили 11 типов личности, предрасположенных к дисфункциональной реакции на неудачу. В их числе, например, скептический тип: такой человек прекрасно разбирается в людях и в корпоративной политике, но слишком болезненно воспринимает критику и отовсюду ждет подвоха. У людей самоуверенного типа громадье планов, они часто заблуждаются, но никогда не сомневаются и не признают своих ошибок, которые нарастают, как снежный ком. Человек прилежного типа трудолюбив и внимателен к деталям, чрезвычайно требователен к себе и другим, но его стремление держать все под контролем расхолаживает и лишает инициативы подчиненных. К вышеперечисленным типам относится примерно 70% американцев (см. врезку «Определите свой тип личности»).

Одиннадцать типов можно распределить по трем категориям — их в 1930-х годах ввел психолог Саул Розенцвейг, после того как проанализировал результаты теста, разработанного им для оценки гнева и фрустрации. Одни люди склонны незаслуженно обвинять других — такая реакция называется экстрапунитивной; другие отрицают либо сам факт неудачи, либо свою к ней причастность — это импунитивная реакция; третьи слишком строги к себе и видят неудачи там, где их нет, — такая реакция называется интропунитивной.

А теперь вернемся к нашему примеру. Дон относится к возбудимому типу из экстрапунитивной категории. Он призывает к ответу отдел статистики, полностью снимает с себя ответственность, отказываясь видеть корень проблемы в самом препарате. В деловом мире экстрапунитивные реакции широко распространены. Буквально всякий раз, когда топ-менеджеры выступают перед Конгрессом США со свидетельскими показаниями (будь то Тони Хейворд, бывший гендиректор ВР, утверждавший, что не отвечает за разлив нефти в Мексиканском заливе, или Ричард Фалд, экс-глава Lehman Brothers, заявлявший о непричастности к финансовому кризису), они переводят стрелки со своих организаций на другие. Любопытно, что Хейворд и Фалд действовали так и раньше. (Попытки HBR связаться с обоими топ-менеджерами ни к чему не привели.)

Главный статистик Джордж — пример самоуверенного типа, относящегося к импунитивной категории: он отрицает, что он и его коллектив хотя бы частично виноваты в провале эксперимента. Именно за такое поведение осуждали Карли Фиорину, экс-главу Hewlett-Packard. Ее бывшие подчиненные говорили, что она играла на публику и занималась саморекламой, что после слияния НР с Compaq в 2002 году она не желала вникать в проблемы интеграции и отстранилась от текущей работы. А когда выяснилось, что слияние не оправдало ожиданий, Фиорина заявила, что она тут ни при чем. Совет директоров НР рекомендовал ей передать больше полномочий подчиненным и предоставить больше свободы главам основных подразделений, но она не последовала этому совету и через какое-то время была уволена. (HBR связывался с руководителем аппарата Фиорины по поводу этой статьи, но от комментариев она отказалась.)

Представители интропунитивной категории встречаются реже, но проблем у них не меньше. В нашем примере к этой категории относится Венди (прилежный тип), которая всю вину взяла на себя. Такая реакция может иметь, кроме всего прочего, гендерную подоплеку: женщины в силу разнообразных культурных особенностей, в частности связанных с социализацией, в большей степени, чем мужчины, склонны к интропунитивным реакциям.

Вот что мы хотели бы донести до наших читателей: многие менеджеры неадекватно воспринимают неудачу и реагируют на нее, а значит, ничему не учатся и, как следствие, терпят новые неудачи. Многие из нас, руководствуясь эгоистическими соображениями, перекладывают вину на других (или как-то иначе стараются избежать обвинений), а потом сами же от этого страдают. Или порой слишком жестко критикуют себя, отчего впадают в полную беспомощность и останавливаются в своем развитии. Чтобы создать благоприятную рабочую обстановку, способствующую росту и преуспеванию, важно осознать такие реакции и противостоять им.

Как все исправить

К счастью, ничто не мешает руководителям научиться правильно воспринимать неудачи, на каком бы уровне организации и на каком бы этапе карьеры они ни находились. Вот наши основные рекомендации.

Занимайтесь самоанализом. Прежде всего, важно выяснить, относитесь ли вы к одной из трех вышеперечисленных категорий. Свой стиль взаимодействия с окружающими можно определить с помощью некоторых личностных тестов. Самый, пожалуй, известный из них — индикатор типов Майерс-Бриггс, но есть и другие, в большей степени основанные на эмпирических данных. В частности, нам представляется надежным и полезным пятифакторный личностный опросник (тест «Большая пятерка»), который позволяет оценить такие качества, как открытость новому, сознательность, экстраверсия, дружелюбие и эмоциональная стабильность и связанные с ними вторичные личностные факторы. Тест «Большая пятерка» четко показывает, как вы реагируете на неудачи — собственные и чужие. Если, например, вы набираете много баллов при оценке такого вторичного фактора, как «стремление к достижениям» (он относится к сознательности), значит, любой сбой (скажем, вы поставили перед собой амбициозную цель, но не получили желаемого) тут же выбивает вас из колеи. Если у вас по баллам доминирует вторичный фактор «гнев» (он связан с эмоциональной стабильностью), то, скорее всего, вы слишком строги к чужим ошибкам, даже несущественным, и преувеличиваете их значимость. Полезно также вспомнить этапы своего трудового пути и должности, на которых вам приходилось тяжелее всего, и поразмыслить, как вы преодолевали трудности и что можно было бы сделать лучше. Не помешает также обратиться к людям, которым вы доверяете, — коллегам, учителям и наставникам — и попросить их оценить вашу реакцию на фиаско и вашу манеру объяснять неудачи. Внимательно наблюдайте, как люди воспринимают вас в обычных рабочих ситуациях; добейтесь проведения официальной или неофициальной комплексной аттестации — не исключено, что результаты вас удивят.

Однажды мы работали с генеральным директором медиакомпании — это был человек возбудимого типа личности экстрапунитивной категории. У него была привычка прилюдно указывать подчиненным на малейшие промахи — ему это казалось естественным. На тренинге для руководителей он узнал, что его считают человеком агрессивным, из тех, кто во всем винит обстоятельства и других. Он понял, что для его подчиненных иерархия значит больше, чем для него, и что он недооценивает эффект начальственной критики. Кроме того, он осознал, что к мелким ошибкам следует относиться иначе, чем к серьезным, а критику — уравновешивать похвалой.

Самоанализ не повредит и представителям двух других категорий. Если вы не замечаете очевидных для всех неудач или не можете вспомнить ни одного своего поражения, то, вероятно, по типу личности вы относитесь к импунитивной категории (или, по крайней мере, близки к ней). Противоположный вариант: если вы все время боитесь, что у вас ничего не получится, или если коллеги то и дело уверяют вас, что все не так плохо, как вам кажется, то вы, видимо, склонны к интропунитивным реакциям.

Конечно, не у всех есть время, силы и желание ходить на тренинги и нанимать консультантов, чтобы выявлять и решать свои глубинные психологические проблемы, определяющие отношение к неудаче. Но поразмыслить о них полезно каждому.

Постигайте негласные правила компании. Даже если вы, проанализировав собственное поведение, решите, что у вас все в порядке: от ответственности вы не отказываетесь и не обвиняете понапрасну ни себя, ни других, — не факт, что коллеги с вами согласятся. Как выяснил генеральный директор медиакомпании, надо знать, кто вас окружает, и понимать, что ситуации бывают разными. Манеру вести себя, уместную в прошлом, на новой должности или в новой компании могут воспринимать как экстрапунитивную, импунитивную или интропунитивную. Самоанализ помогает осознать, какие сигналы вы посылаете другим, а изучение неформальных законов компании — определить, какие сигналы окружающие получают от вас. Постигая негласные правила компании, вы начинаете понимать, как там принято определять и объяснять неудачи, на кого возлагать ответственность за провалы и кому поручать спасать положение.

Рассмотрим случай из практики директора по производству некоммерческой медицинской организации. Он пришел в компанию, когда там проводилась масштабная реформа, и ему поручили возглавить специальную группу, задача которой была выявлять неэффективные процессы и предлагать рекомендации по улучшению ситуации. Остальных топ-менеджеров тоже поставили во главе разных групп. У нашего героя оказалось столько дел, что его группа попала в число отстающих. Когда гендиректор собрал всех руководителей, чтобы обсудить ход работы и выводы, директор по производству (сдержанный тип личности) просто рассказал, чем занимается его команда, умолчав о нарушенных сроках и отсутствии конкретных результатов. Это вывело гендиректора из себя. Поведение директора по производству он воспринял как импунитивное и решил, что тот подает дурной пример окружающим. К счастью, гендиректор был не их тех, кто осуждает всех подряд. После совещания он отозвал нашего героя в сторону и сказал, что, даже если в срок уложиться невозможно, ответственность за отставание все равно лежит на нем. Директор по производству понял, что корпоративной культурой эта НКО отличается от компаний, в которых он работал прежде. Там предполагалось, что руководители должны скрывать свои недочеты, демонстрируя тем самым готовность все исправить. Чтобы преуспеть на новом месте, надо было научиться открыто себя критиковать.

Вникнув в негласные правила компании, вы поймете, как вести себя в случае неудачи именно в этой организации, в этом отделе и на этой должности. Скажем, если человек интропунитивного склада, отлично работающий в маленькой компании с коллегиальной культурой, попадет в более крупную организацию, где царит жесткая конкуренция, ему неминуемо придется измениться. А экстрапунитивному начальнику независимого отдела продаж, не привыкшему церемониться с подчиненными, придется следить за своими словами, если он в числе прочих топ-менеджеров возглавит сводную группу из представителей разных подразделений.

Усвойте новые стратегии. Положим, вы осознали свои дурные привычки — теперь оцените свои реакции. Стратегии, которые мы предлагаем, подходят всем дисфункциональным типам личности. Первая — слушать и общаться. Эта стратегия кажется очевидной, но мало кто действительно вникает в то, что говорят о них окружающие, или доходчиво объясняет им свои действия и намерения. В том, что касается доверия или вины, никогда не тешьте себя надеждой, что вам известны соображения других людей и что окружающие всегда правильно понимают ваши мотивы.

Вторая стратегия — размышлять о ситуации и о людях. Завершив проект или работу, подумайте, что могло вызвать у вас или у ваших коллег экстрапунитивную, импунитивную или интропунитивную реакцию. Как реагировали вы? А ваши коллеги? Ваши реакции совпадали? Если нет, то почему? Как повлияли на результат ситуационные и межличностные факторы?

Третья стратегия — сначала думать, потом делать. Если что-то не задалось, не действуйте импульсивно: вряд ли вы исправите ошибку, зато

наверняка, погорячившись, обострите и без того напряженную ситуацию. Если вы начнете обвинять всех, кроме себя, люди могут замкнуться и охладеть к работе. Если всю вину возьмете на себя, на вас взвалят еще больше ответственности. Сделайте паузу, рассмотрите случившееся под разными углами, подумайте, как можно было бы вести себя в этой ситуации.

Четвертая стратегия — учиться на ошибках. Что поделать: ошибки неизбежны. Иногда в них виноваты коллеги — один или несколько. Иногда — вы сами. А иногда и винить-то некого. Тщательно все проанализируйте, не упуская из виду мельчайших нюансов, и попытайтесь понять, что привело к провалу, — это поможет вам избежать ошибок в будущем.

Талантливый директор по технологиям интернет-компании (скептический тип личности) неожиданно узнал причину высокой текучести в его отделе: подчиненные считают его экстрапунитивным руководителем — из тех, кто у себя в глазу бревна не замечает, а у других сучок видит. И тогда он решил воспользоваться приведенными выше стратегиями. Раньше он устроил бы разнос подчиненным, не уложившимся в срок или не выполнившим задание, и не стал бы слушать никаких объяснений. Но теперь он осознал: дело не в компетентности сотрудников, а в том, что они не всегда понимают его распоряжения, а попросить разъяснений боятся. Поэтому он захотел проверить, все ли понимают его требования. Но, если результаты его не удовлетворяли, он по-прежнему рубил с плеча — хотя старался анализировать ситуацию и понять причины сбоя. Он стал глубоко вникать в неудавшиеся проекты и определять виновных только после тщательного расследования. Это себя оправдало: подчиненные начали охотнее рассказывать ему о возникающих мелких проблемах и лучше понимать, какие недостатки и упущения приводят к плачевным результатам. Моральное состояние людей улучшилось, эффективность повысилась, а текучесть кадров уменьшилась.

Теперь рассмотрим, чем полезны эти стратегии людям с другим типом реакций. Руководитель, узнавший, что его считают человеком с импунитивной реакцией (например, директор по производству некоммерческой медицинской компании), может поинтересоваться, как окружающие оценивают качество, количество и своевременность результатов его деятельности. Человек с интропунитивной реакцией — составить список внешних факторов, приведших к неблагоприятному исходу. Венди, например, в конце концов осознала, что, целиком принимая на себя ответственность за неудачу, вредит собственной карьере. Она стала теснее сотрудничать с коллегами на начальном этапе проекта — чтобы не переживать потом, что ее идеи никто не разделял. Она призывала сотрудников заранее готовиться к встречам, делиться мнениями, высказывать возражения; она стала обращать внимание на любые мелочи, которые указывали бы на отсутствие взаимопонимания. В следующий раз, когда испытание препарата прошло неудачно, она как следует проанализировала причины, трезво оценила свою роль и решила себя не винить.

Как влиять на других

Важно не только разобраться в себе, но и научиться «классифицировать» своих начальников, коллег и подчиненных. Если вам ясна их мотивация и вы распознаете их эмоциональные реакции на неудачу, вы сможете своевременно и аккуратно высказывать им свое мнение — это поможет им проводить самоанализ, постичь негласные правила компании и в конечном счете измениться к лучшему. Конечно, не на всех людей с дисфункциональной реакцией на фрустрацию можно повлиять; если ваш начальник безнадежен, стоит подыскать себе другую работу в этой же или в другой компании. Однако не следует торопиться и ставить крест на начальнике.

У руководителя отдела кадров инвестиционной фирмы был экстрапунитивный начальник (осторожный тип личности) — исключительно успешный, очень уважаемый в отрасли человек, совершенно убежденный в собственной непогрешимости. Как и директор по технологиям, о котором мы уже рассказывали, он не объяснял толком задания, а потом набрасывался на подчиненных, если они делали что-нибудь не так или срывали сроки. На саму главу отдела кадров он голос не повышал, но она сочувствовала людям, которым доставалось в полной мере. И тогда она докопалась до основной причины конфликтов — дело было в классификации инвестиций. Обычно начальник велел подчиненным «разобраться», и людям, чтобы выполнить его поручение, приходилось откладывать свою основную

аналитическую работу. Глава отдела кадров нашла выход из положения (создать комитет, который выработает правила), выждала, когда начальник будет в хорошем расположении духа и не слишком занят, и рассказала ему о своей идее. Он дал добро, сформировал комитет, и жить стало легче. Глава отдела кадров помогла коллегам и одновременно защитила своего «разрушительного» начальника от самого себя.

На людей с импунитивными и интропунитивными наклонностями тоже можно оказывать конструктивное влияние. Скажем, генеральный директор некоммерческой медицинской организации не стал публично критиковать директора по производству, а поддержал его и помог ему освоиться. Джордж из фармацевтической компании указал Венди на объективные причины неудачного испытания препарата.

Правильное отношение к неудачам — залог успеха любого руководителя. Надеемся, что предложенная нами классификация поможет вам не только получить более четкое представление о собственной роли и ответственности, но и лучше понять окружающих. А это, в свою очередь, позволит вам спокойно и стратегически правильно относиться к неудачам, а главное — учиться на них и помогать делать выводы другим.

Определите свой тип личности

Ниже перечислены 11 типов личности, характеризующихся дисфункциональной реакцией на неудачу.

К этим типам относится примерно 70% населения США.