Назад к социальной компании | Большие Идеи

・ Управление персоналом

Назад к
социальной компании

Автор: Дубинников Игорь

Назад к социальной компании

читайте также

Особенное время: почему нынешний кризис не похож ни на что другое

Тихон Смыков

Быстрорастущие компании важнее для экономики, чем малый бизнес

Дэниел Айзенберг

Миф, заклинание или молитва?

Константинов Геннадий

Шесть искусств для бизнеса

Евгения Чернозатонская

Еще недавно многие производ­ственные организации активно избавлялись от унаследованных социальных объектов. Содержать их было не просто накладно: они вышли из-под контроля — например, не было мест в общежитиях, там жили семьи бывших сотрудников. Социалку распродавали и сбрасывали на баланс муниципалитетов. Но сегодня приходится менять курс на 180 градусов.

Причина прежде всего в старении персонала и малом притоке молодежи. Даже на благополучных производ­ствах 25-процентный дефицит сотрудников — рядовое явление. Через пару лет будет еще хуже: мы ощутим последствия спада рождаемости начала 1990-х годов. Вообще-то молодые люди давно не хотят становиться к станку: сказывается низкий престиж рабочих специальностей, плачевное состояние профтехучилищ, стремление непременно получить высшее образование. И это при том, что рабочий 5—6 разряда уже сегодня зарабатывает до 90 тыс. рублей в месяц. Приложив усилия, выпускник училища может выйти на такой уровень за полтора-два года. Но у высоких зарплат есть и оборотная сторона. Сами по себе они мало влияют на эффективность труда: когда вознаграждение растет опережающими темпами, усиливаются иждивенческие настроения. Кроме того, к любой прибавке быстро привыкают, она не привязывает человека к предприятию.

Попытав счастья в зарплатных войнах, компании убедились, что привлекать и надолго удерживать сотрудников поможет только качественная социальная политика. Началось возрождение социальных подразделений, пошли инвестиции в долгосрочные программы. В качестве примера могу назвать «КИНЕФ», крупное нефтеперерабатывающее предприятие в Ленинград­ской области. Можно сказать, компания создала город для сотрудников: жилые дома, гостиницы, медицинские и спортивные учреждения. На 2009 год планируется запуск нового завода по глубокой переработке нефти, и сейчас для его будущих сотрудников уже построено и оборудовано жилье. В результате в отдел кадров «КИНЕФа» выстраивается очередь соискателей.

В подобных проектах компании могут действовать сообща. Обычно идея о кооперации исходит от отраслевых­ профсоюзов: именно так судостроительные предприятия Петербурга сейчас совместно разрабатывают жилищную программу для сотрудников. Разумеется, цель не в том, чтобы у предприятия было все свое: и дома, и санаторий, и стадион. Напротив, можно и нужно отдавать на аутсорсинг все социальные проекты, оставляя за собой только право планировать и администрировать мотивационные прог­раммы. Главный принцип новой социальной политики в том, чтобы прочно увязать улучшение жизни людей с бизнес-задачами компании. Например, производству необходимо больше квалифицированных рабочих. В одной из компаний, где я работал, мы стали дотировать опытным сотрудникам часть арендной платы за квартиру, причем рабочие 3—4 разряда получали компенсацию в 30%, а пятого разряда — уже 50%.

Вложения в социальную сферу не должны восприниматься как подарок. Нужно не просто донести до сотрудников социальные планы компании, но и сказать, что их выполнение зависит от общих результатов бизнеса. Так вы создадите личную заинтересованность в качественной работе. С этим же связано правило: «инвестировать в человека» нужно на паях с ним. Например, можно субсидировать часть ипотеки для молодых сотрудников, как поступают ТНК-ВР, «Северсталь» и другие. Человека привязывают не деньги, а участие компании, дающее уверенность в завтрашнем дне.

И еще очень важный момент: социальные программы должны строиться на открытости, необходимы четкие правила и равные права для всех. Если субсидии на ипотеку начнут получать знакомые главного бухгалтера, то все затраты на программу — это выброшенные деньги. Сохранить прозрачность помогают опросы, «исследования удовлетворенности» и т.п.

К ним же нужно прибегать перед тем, как инвестировать в социалку: только так можно дать людям то, что для них действительно важно.