Не игрушки | Большие Идеи

・ Управление персоналом


Не игрушки

Не игрушки

читайте также

Почему так много некомпетентных мужчин становятся руководителями?

Томас Чаморро-Премузик

Герман Греф: «Русский стиль менеджмента неэффективен, но результативен»

Марина Иванющенкова

Приемы продуманного завершения собрания

Пол Аксель

Почему брать на работу выпускников престижных вузов не всегда выгодно

Василь Тарас,  Гришма Шах,  Марьяна Гункель,  Эрнесто Таволетти

В августовском номере «HBR — Россия» вышла статья «Виртуальный мир как кузница руководящих кадров» Байрона Ривза, Томаса Малоуна и Тони О’Дрисколла. С помощью онлайновых компьютерных игр можно воспитать менеджеров будущего, утверждают авторы. А что об этом думают руководители настоящего?

Давид Ян, председатель совета директоров компании ABBYY

Компьютерные игры захватили мир еще в 1970-х: на «Тетрис» человечество потратило больше времени, чем на все остальные игрушки. И сейчас, кажется, остался­ шаг до игр, ­которые ­сумеют прививать ­менеджерские и предпринимательские навыки: современные стратегии дают весьма солидные представления о реальной экономике­. Но тут возникает первый важный вопрос. Где пролегает­ золотая середина между­ двумя состояниями: «человеку­ ­интересно играть» и «человеку­ ­интересно настолько, что он забывает­ об общении с реальными людьми, о бизнесе»? Думаю, на этот вопрос ответит сама жизнь, но я бы не стал недооценивать проблему.

Впрочем, есть барьеры и посерьезнее. Столкнувшись с реальным ­управлением, очень быстро осознаешь, что умение улаживать конфликты, общаться с людьми, идти на компромиссы — 50% успеха. А вот таких вещей в играх нет вообще, что сразу превращает­ их в этакое «кино»: не станете же вы всерьез изучать кун-фу по боевикам. Я, пожалуй, немного утрирую, но смысл именно такой. В жизни настоящие сложности начинаются в тот момент, когда человек кладет тебе на стол заявление об уходе, ­потому что «вчера его не выслу-шали». А как только ты вникаешь в суть дела, то становится ясно, что проб­лема совсем в другом и тебе нужно понять, в чем именно… Мне кажется­, такого рода коллизии еще никак не воссоздаются в играх, и не думаю, что в ближайшее время что-то изменится.

Резюмирую. Да, игры — это ­самый естественный способ обучения, но в виртуальной реальности у них нет очень серьезной составляющей — человеческой. Так что в каком-то смысле лидерство и харизму­ казаки-разбойники оттачивают больше, чем компьютерные игры.

Дмитрий Архипов, совладелец и вице-президент компании «Акелла»

Авторы статьи допустили пару фактических неточностей, но в целом — все верно. В скором времени игры и правда могут стать отличным ­тренажером для менеджеров.

Тем не менее есть у них и свои изъяны — вот о них интереснее поговорить. Начнем с самого главного. В бизнесе очень важны личное обаяние и умение общаться с людьми. В игре эти качества не имеют значения, более того, многие онлайновые лидеры, какими бы менеджерскими задатками они ни обладали, обычно не могут реализовать их в реальной жизни. Просто часто они несоциальны по своей природе.

Я знаю одного паренька, который в игре EverQuestII управляет большим количеством групп — там он гуру без всяких оговорок. У него есть все нужные для управленца ­качества, только вот не любит он и не умеет общаться с людьми.

И это, к сожалению, все пере-черкивает­. ­Такие люди могут быть лидерами лишь в виртуальном мире. Изъян второй. Да, ­онлайновые игры, как и офлайновые, развивают у человека задатки лидера­, управленца. Игроку­ нужно руководить гильдиями или кланами — конечно, для этого ему приходится оттачивать какие-то административные умения, навыки быстрого принятий решений. Но есть здесь как минимум одно большое отличие от реальности: в бизнесе ­права на ошибку почти никогда нет, а вот в онлайновой игре всегда можно ­начать сначала. Человек просто не может почувствовать всей ответст­венности за свои поступки, и, конечно, это принципиально важно.

Впрочем, если в будущем разработчикам удастся устранить ­такого рода минусы­, думаю, игры смогут стать весьма надежным тренажером для управленцев. Хотя видеть совсем уж прямую связь между успехами в реальном и виртуальном мирах не стоит. Я сам когда-то много играл — это как спорт: завтра результаты не появятся, надо долго и упорно тренироваться.

Виктор Ремша, генеральный директор и совладелец ИК «Финам»

Идею нельзя назвать новой. Публикации, в которых утверждалось, что активные геймеры — потенциальные лидеры и менеджеры высокого уровня, начали появляться много лет назад. Только вот до сих пор четкой корреляции тут не прослежива­ется. В компьютерные игры уже более десятилетия играют практи­чес­ки все, но руководителями, как правило, становятся не те, кто живет в игровом пространстве, а те, для кого игрушки — лишь способ отдыхнуть.

MMORPG вряд ли станут исключением. Да, они позволяют проявить лидерские качества, но очень ненадолго. В реальном бизнесе нужны не спринтеры, а стайеры — даже самый короткий проект длится на порядок дольше и требует в разы больше решений, чем самое сложное игровое «драконоубийство». Игры не формируют сильных менеджеров хотя бы потому, что их в любой момент можно закончить и начать заново. Ответственность там слишком мала, чтобы навыки для практического руководства действительно развились. Еще один негативный фактор — игры отнимают слишком много времени, это тоже не способствует карьере. Именно поэтому я не играю в MMORPG — слишком долго. Хотя к играм в целом отношусь положительно: несколько часов в месяц вполне можно потратить на хорошую «стрелялку» или стратегию.

Да, авторы нашли довольно интересный способ рассказать о том, какой им видится организация бизнеса в не столь далеком будущем, но их выводы о пользе MMORPG кажутся не столь однозначными. Эти игры существуют довольно давно, три-пять лет назад они стали массовым явлением, но руководителей высокого уровня до сих пор не воспитали. Какие-то полезные умения они дают, но не думаю, что это очень серьезные «вложения».