Мобилизоваться и действовать: как и о чем говорить с подчиненными в кризис | Harvard Business Review Russia
Управление персоналом

Мобилизоваться и действовать: как и о чем говорить с подчиненными в кризис

Глеб Архангельский
Мобилизоваться и действовать: как и о чем говорить с подчиненными в кризис
Фото: Wilhelm Gunkel / Unsplash

Вы бизнесмен или топ-менеджер. В компании кризис. Привычные цепочки поставок нарушены, крупные корпорации под корень урезают бюджеты на ваши проекты, партнеры перестали верить в долг и требуют 100% предоплаты.

В этой ситуации сотрудники — ваш главный актив и ваша главная проблема. Будут они паниковать и разбегаться — или сплотятся вокруг вас для спасения компании?

Как донести до персонала всю серьезность ситуации? Как объявить о грядущих сокращениях? Что делать с бонусами и правилами их начисления, написанными в совсем другой экономике? Как настроить людей на быстрые и эффективные действия по поиску новых клиентов, сокращению издержек?

Рекомендую провести общее собрание с сотрудниками компании, заранее подготовив свое выступление. Вашей задачей будет сделать следующие пять шагов.

1. Четко опишите макроэкономическую ситуацию в привязке к вашему предприятию

Люди находятся в потоке разнонаправленных, дезориентирующих новостей, зачастую не могут отличить важное от второстепенного. Станьте для них опорой в этом информационном хаосе. Расскажите, что изменилось именно в вашей отрасли и именно у ваших заказчиков и поставщиков. Курс доллара, логистика, цепочки поставок, секвестр бюджета крупных партнеров. Очевидное для вас как для руководителя совершенно не очевидно для них.

2. Помогите «балласту» уйти

Вам с высокой вероятностью придется кого-то увольнять, и это будет серия трудных решений. Упростите процесс, помогите неуверенным, колеблющимся, наименее лояльным к компании покинуть ее самостоятельно. Объясните, что сейчас еще можно найти подходящее место работы в других секторах, пока экономика еще не на самом дне кризиса.

Обещайте лично по максимуму помочь в трудоустройстве, использовать имеющиеся деловые контакты. Кто-то сейчас сокращает персонал, а кто-то, наоборот, испытывает острый кадровый голод, расширяясь на волне импортозамещения.

3. Запретите разговоры о политике, особенно на внешнем контуре

Оставьте политические темы для домашнего обихода. Бизнес вне политики. Ваши клиенты, поставщики, сотрудники, деловые партнеры придерживаются самых разных мнений по текущей политической ситуации. Не нужно обострять разногласия там, где они совершенно лишние, — в бизнесе.

Обозначьте важнейшее правило — никаких разговоров о политике с клиентами и партнерами. Ситуация напряженная, одно неосторожное слово может разрушить отношения, складывавшиеся годами. А именно сложившиеся партнерские отношения, доверие особенно важны в условиях экономической неопределенности.

советуем прочитать

Об авторе

Глеб Архангельский — эксперт по персональной и бизнес-эффективности, автор книг «Тайм-драйв», «Финдрайв» и др., создатель бизнес-сообщества «Эффективный бизнесмен».

Войдите на сайт, чтобы читать полную версию статьи
советуем прочитать
Дайте волю эмоциям
Макговерн Гейл