За что мы любим наших строгих учителей | Большие Идеи

・ Управление персоналом
Статья, опубликованная в журнале «Гарвард Бизнес Ревью Россия»

За что мы любим наших
строгих учителей

Повышение стандартов и честная критика в офисе даются дорогой ценой, особенно когда дело касается новичков, выпускников университета, выросших на щадящей «диете» из похвал и наград. Они попросту не готовы воспринимать критику.

Автор: Джоан Липман

За что мы любим наших строгих учителей

читайте также

Чтоб сказку сделать былью. Правила точного выполнения стратегии

Мартин Карла,  Нилсон Гэри,  Пауэрс Элизабет

Пенсия для драйвера. Почему Олег Тиньков продает бизнес на пике успеха

Иван Просветов

Что ждет глобальную экономику в эпоху низких цен на нефть

Бернхард Хартманн,  Саджи Сэм

«Они способны прославить каждого»

Джон Кинг,  Дэйв Логан,  Хэли Фишер-Райт

Что требуется человеку, чтобы достичь совершенства? Как сотрудник бизнес-изданий я в основном писала статьи о топ-менеджерах, руководителях крупных компаний. Но прошлый год я посвятила совсем другой теме: написала в соавторстве книгу об образовании, о требовательном и уважаемом учителе музыки из моей родной школы.

И вот что я поняла: творческой атмосфере, которую он создал в классе, могли бы позавидовать гендиректора крупных корпораций. Им было бы чему у него поучиться.

Герой нашей с Мелани Купчински книги «Strings Attached» на первый взгляд не кажется подходящей ролевой моделью для топ-менеджера. Мой учитель музыки Джерри Купчински, «мистер К.», принадлежал к старой школе: этот суровый украинец, переживший Вторую мировую, тиранил школьный оркестр в нашем небольшом пригороде в штате Нью-Джерси. Он орал, топал ногами, ревел и грохотал: «Вы что там, глухие, вы, первые скрипки?» Высшей похвалой из его уст считалась фраза: «Неплохо». Мы у него пальцы в кровь стирали на репетициях.

И все же ученики его любили — они выросли и добились заметных успехов в различных сферах жизни: от бизнеса до юриспруденции и науки. И спустя десятилетия они возвращались его поблагодарить.

Мы обе, я и мой соавтор, были готовы к тому, что жесткие методы мистера К., которые мы описывали во всех ужасных подробностях, вызовут у многих читателей негодование, а вместо этого услышали дружное: «Слава Богу! Верните уж наконец суровую любовь к своим учителям!» И громче всего этот голос раздавался из сферы бизнеса, от руководителей.

Подписчики The Wall Street Journal живо отреагировали на мою статью о книге и о методах мистера К. Пора выйти из культуры «высокой самооценки» и стать жестче. «Конкуренция растет, мир становится все более опасным, — писал мне один читатель и добавлял: — У меня несколько научных степеней, но лучшее образование дали мне ирландские священники в старших классах церковной школы. Они не принимали ответа «не могу».

Требовательный мистер К., оказывается, попал в только что наметившийся в американской культуре мейнстрим: прекратить пестовать детей, отказаться от ментальности «никто не уйдет обиженным» — от тех принципов воспитания, которые господствовали в последние десятилетия. Заметен подобный сдвиг и в корпоративной культуре. Но повышение стандартов и честная критика в офисе даются дорогой ценой, особенно когда дело касается новичков, выпускников университета, выросших на щадящей «диете» из похвал и наград. Они попросту не готовы воспринимать критику.

Как же запустить механизм «суровой любви» и добиться лучшей работы? Попробуем применить методы мистера К. — в них явно сквозит последовательность.

1. Отказаться от пустопорожней хвалы.

Мистер К. никогда не хвалил просто так и не бросался громкими словами вроде «талант» и т.п. Высшим комплиментом было «неплохо» — и, услышав его, мы пускались в пляс, а потом бежали домой и практиковались с двойным усердием.

Оказывается, мистер К. нащупал верный путь. Сошлемся на замечательную статью психолога Андерса Эрикссона в HBR «Мастерами не рождаются». Эта основополагающая, постоянно цитируемая статья основана на опыте примерно 10 тыс. часов работы с клиентами.

Однако в связке с «заслуженной похвалой» Эрикссон называет еще два фактора подготовки мастера, и с ними обоими мистер К. также был хорошо знаком. Это «расширение практики» — человек должен выходить из зоны собственного комфорта, а не отрабатывать рутину, и, как пишет Эрикссон, для овладения мастерством «нужны учителя, способные на конструктивную и даже неприятную критику». «Настоящие мастера… сознательно выбирали себе жестких наставников, которые бросали им вызов и вынуждали повышать свой уровень», — утверждает он.

2. Завышать ожидания

Слишком часто кто-нибудь бросается на помощь, когда менее опытный коллега не справляется. Порой кажется проще сделать все самому, чем объяснять кому-то. А еще можно пойти на компромисс — как сделано, так и сделано.

Но мистер К. не признавал компромиссов. У него была высокая планка, и он ее никогда не снижал. И если поначалу мы боялись, то впоследствии убедились, что это — знак его к нам доверия. Он был твердо убежден, что его ученики способны на большее. Когда он только начинал учить меня игре на скрипке, чаще всего в моем дневнике появлялось написанное большими буквами указание: «ЕЩЕ И ЕЩЕ». Но мы знали: он нас гоняет не потому, что мы бестолочи, а именно потому, что нас можно и нужно научить.

3. Четко формулируйте цель и расставляйте этапы на пути к ней.

Мистер К. требовал, чтобы мы постоянно выступали, участвовали в конкурсах. Он всегда ставил перед нами очередную цель. Как нужно готовиться, чтобы в следующий раз сделать лучше? Все время ставя перед нами такого рода промежуточные задачи, он вынуждал постоянно двигаться вперед — к цели, требующей усилий, но реальной и достижимой.

4. Поражение — не позор. Нужно упасть, чтобы подняться.

За провал мистер К. никогда не бранил. Порой мы выступали удачно, но, бывало, и нет. Мистер К. ясно дал нам понять: поражения — неотъемлемая часть процесса. И это не конец, это — возможность чему-то научиться и в следующий раз сделать лучше. Причем решать проблему учитель предоставлял ученику. Вместо фразы вроде «Слушай, что я тебе говорю» он предпочитал произносить: «Разберись сам».

Годы спустя бывшие ученики — врачи, адвокаты, бизнесмены — признавали: именно так формируется сильная личность. Один из его бывших учеников сказал мне: «Он научил нас падать — и подниматься».

5. Говорить «спасибо».

Это правило мы чаще всего упускаем из виду. Наш старый учитель, когда был ребенком и жил на Украине, видел настоящий ад. В США он попал только после войны, девятнадцатилетним, не зная английского языка. Хотя он страстно любил музыку, до иммиграции в Америку у него не было возможности ей учиться. Он навсегда сохранил чувство благодарности к приютившей его стране, но и здесь его постигло немало бед, в том числе пропала без вести одна из его дочерей. И эту благодарность к стране он старался передать и нам, а также великодушие, доброту к оступившимся и готовность к общественному служению. Он постоянно водил нас выступать в больницы и хосписы и требовал при этом, чтобы мы общались после выступления с пациентами.

В деловой гонке чувство благодарности нередко становится первой жертвой. Недавно я похвалила молодую журналистку за прекрасную, насыщенную фактурой статью и сказала: «Наверняка вас и на работе отличили». Она смущенно призналась, что начальник ей и слова по этому поводу не сказал. Ее издание, как и многие другие, ныне ограничено в средствах, и полдюжины репортеров кое-как справляются с работой, которую прежде выполняли десятки человек. Начальник не поспевает, он целыми днями затыкает, что называется, дыры. «Если провинимся, он нам укажет, — сказала она, — но хвалить нас у него времени не хватает».

* * * * *

Суровая любовь к жестким учителям нынче не в фаворе, и молодым сотрудникам она может показаться холодным душем. Но при должном применении — при высоких ожиданиях, общих целях и благодарности за хорошую работу — именно такой подход выражает максимальное доверие к сотруднику. И ученики мистера К. хорошо это понимали. Мы — сколько нас набралось за сорок лет его работы, в том числе и я со своей старой скрипкой, — собрались на концерт, посвященный его памяти. Целый симфонический оркестр, больше ста человек!

Я спрашивала многих, почему они приехали на это мероприятие, и в ответ люди рассказали, чему их научил мистер К.: упорству, устойчивости, вере в себя. Его влияние не ограничивалось уроками, он научил нас стремиться к совершенству во всех делах нашей жизни, даже когда его не стало. И это — примета настоящего учителя, руководителя, создающего культуру совершенства: он верит в нас, и мы превосходим самые дерзкие мечты о самих себе.

Читайте по теме: